«Невидимая Армения». Фотоистория о путешествии по местам, где когда-то жили предки

Это рассказ о путешествии по Турции. Но не по курортно-отельным локациям, которые видит большинство туристов. Все совсем иначе: фотограф и уже постоянный автор Muse Давид Григорян прошел, проехал от Батуми по востоку Турции, вокруг озера Ван. Эти места более 100 лет назад покинули армяне, и Давид решил провести экспедицию, чтобы самому увидеть и снять следы материальной и духовной культуры народа, сохранившиеся с 1915 года.

От автора. В конце XIX – начале XX века армяне в Османской империи подвергались гонениям и массовым убийствам. После 1915 года на территории Турции осталось армянское архитектурное наследие, которое с каждым годом разрушается: дома и храмы используются как хранилища или перестроены в мечети. Фотографии, снятые мною в 2016 году, отображают состояние архитектуры спустя 101 год после геноцида.

Это путешествие и серия фотографий посвящена родине моих предков, которых я никогда не видел. Слушая рассказы о них и их вынужденном переселении, я захотел поехать на историческую родину, посмотреть и почувствовать, где я мог бы жить, если бы не события 1915 года. Сменив фамилию и бежав из города Ван (сегодня этот город в Турции), часть моих родных оказались в Осетии, некоторые попали в Тбилиси, где я и родился. Только брат моего прадеда попал в Армению и служил в монастыре, где и был похоронен. Он же материально помогал родным, которые уже осели в Грузии.

Этот проект я хотел выпустить к 100-летию геноцида, но, не получив необходимой поддержки от местных армянских организаций, я отправился туда своими силами только через 2 года после желаемой даты.

***

В августе 2016 я поехал в восточную Турцию с целью найти и снять остатки чего-либо армянского в виде церквей, монастырей, караван-сараев. Путешествовал я автостопом в течение 10 дней с бюджетом 80 USD. С собой – палатка, спальник, камеры, пленки и бумажная карта, и никаких гаджетов. Автостоп – вещь интересная, но опасная для меня в том месте. На момент поездки в той части Турции проходили боевые действия между турками и курдами. Последние пытаются создать свою страну – Курдистан. Часть дорог перекрыта, меня и моего спутника часто обыскивают на блокпостах или просто видя на трассе. Честно говоря, очень стрёмно стоять в окружении вооруженных турецких полицейских, которые понимают, что странные путешественники – армяне. Но видя у меня в рюкзаке фотоаппаратуру, а у моего друга – кисточки, краски, бумагу (он делал зарисовки всю дорогу) нас особо не мучили, удивлялись и отпускали.

Автостоп там работает идеально: нас подвозили и курды и турки, все добрые, приглашали в гости, угощали чаем в немереных количествах – там вообще без чая ничего не происходит, – едой, самокрутками, марихуаной… Ну при всем этом, я выдавал себя за туриста из Украины, а для сильно пытливых – я представлялся грузином, и так мне было спокойнее)). Также мы в открытую не хотели спрашивать, где здесь армянская церковь, монастырь и так далее, так как это могло вызвать подозрение. Паранойя присутствовала, не без этого. В итоге за 10 дней приключений, которых было много, в том числе и несостоявшаяся ночевка в мечети, предложения обращения в ислам и немедленного обрезания прямо в мечети (в итоге нас оттуда выгнали) – я снял достаточно кадров армянского наследия.

Конечно, всё в плачевном состоянии, некоторые остатки монастырей разбитые и пустующие, какие-то используются под склады сена, и так далее. Только одна церковь на острове Ахтамар отреставрирована, раз в год там проводят службу, и целый год она открыта для посещений. И это единственный объект охраняемый и гласящий, что это Армянская церковь…

***

За эти 10 дней я проехал 1700 и прошел пешком примерно 100 километров. Побывал в 7 городах, в нескольких деревнях и на одном острове, посетил порядка 30 архитектурных объектов. Мой транспорт – это 40-50 попутных машин, трактор, мопед, автобус и даже катер. За это время я 5 раз ночевал на природе, 3 раза в гостинице и 2 раза в гостях, отснял 163 кадра, сбросил пару кило, накачал ноги и потратил 80 долларов.

И, несмотря на то, что я не полностью собрал тот материал, который хотел, я еще раз хочу поехать туда, только уже без таких приключений. И выпустить проект за рамки интернета, – ведь это того стоило.

От редакции. Здесь представлена сокращенная версия рассказа о путешествии, более полный вариант был подготовлен для выставки… которая пока не состоялась, но мы верим, что она обязательно состоится.

Далее – фотоистория о путешествии.

___

…Спрашивать у местных, где здесь армянский монастырь, мы не хотели. Из-за этого поиски усложнялись и затягивались. Я только знал, что он находится возле города Муш, в который мы и приехали на попутке. Шли и интуитивно выбрали правильное направление. Сам монастырь стоит в горах над курдской деревней недалеко от города, не виден снизу, и, как позже оказалось – труднодоступен. Нашли его благодаря добрым курду и турку, которые позвали на чай к себе в мастерскую, потом подвезли в кузове мопеда к подножью горы и объяснили, куда идти.

Наши новые друзья купили нам в дорогу дыни, – очень мило. Дело шло к закату. Заночевали на горе в палатке. С рассветом пошли на поиски монастыря, думая, что он будет виден сразу с вершины… Только спустя четыре часа мы оказались внутри монастыря, от которого мало что осталось. Спускаемся, оказываемся в деревне, залипаем в гостях у курдов на обед и чай.

Перед Аракелоцем 

Монастырь Аракелоц 

Монастырь Аракелоц

___

После изнуряющего поиска Аракелоца мы поехали искупаться в кратерном озере Nemrut Gölü. Туда добрались на следующий день в кузове внедорожника в компании семи курдов (один из них – курдский боевик, другой говорил нам, что мы не в Турции, а в Курдистане). После омовения и обеда с курдской семеркой, собирались в деревню Degermenalti, но по ходу маршрут изменился, и мы очутились в Bitlis.

Кратерное озеро

Семеро курдов у озера Немруд

___

В Bitlis мы попали случайно, чему были рады. Этого города не было в маршруте, вместо него – деревня с турецким названием Degermenalti… Турецкие полицейские, которые активно “рысачат” по стране в поиске курдских боевиков, обнаружили нас, пока я готовил палатку. Окружив нас – а их было восемь человек с АК-47 – они внимательно нас рассматривали, листали и фотографировали паспорта, передавая информацию по рации. Ощущения неприятные – находиться в столь узком кругу нежеланных мне людей. Опять пришлось доставать аккуратно сложенные вещи из рюкзака. В итоге, они рекомендовали остаться в отеле и спросили о наличии денег на него. Ближайший отель в городе Bitlis. В этом классном и уютном городе мы нашли караван-сарай с изображением языческих символов.

На следующий день добрались в деревню Degermenalti, но поскольку там живут только курды, они называют ее по-своему – Пор (Por). В этой деревне церковь, забитая сеном, рядом – кладбище, и в конце деревни – еще одна церковь. Самым интересным для меня было обнаружить кусок надгробного камня, снятого с кладбища и установленного на кран с водой на одной из тропинок в деревне.

Битлис

Языческие символы на караван-сарае, город Битлис

Монастырь, используемый под склад сена. Деревня Пор

Часть надгробного креста, снятая с монастыря и используемая на кране с водой. Деревня Пор

Остатки армянской церкви. Деревня Пор

___

Остров Ахтамар на озере Ван. До этого острова добрались роскошно – на катере. На острове – церковь Святого Креста 915 года, сохраненная и отреставрированная турецким правительством. Даже на информационной табличке написано, что это армянская церковь. Раз в год там проводят службу. Только непонятно, почему ее посещают мусульмане. А может, это обращенные по неволе в ислам… Непонятно.

Церковь Святого Креста на острове Ахтамар на озере Ван

Церковь Святого Креста, остров Ахтамар на озере Ван

___

Монастырь Варагаванк основан в XI веке, при монастыре была школа. Монастырь в 1896 году был разграблен, школа разрушена. В 1913 году школу восстановили. Но весь комплекс был полностью разрушен в 1915-м. С тех пор там образовалась курдская деревня.

Кстати, курды, которые подвезли нас туда, с помощью переводчика на телефоне сказали, что эти земли были населены армянами. А когда один из них сказал, что у него есть друг армянин, но уже полностью ассимилированный, мы и сказали ему правду, что мы на самом деле в Турции  делаем…

Руины монастыря Варагаванк вблизи города Ван

___

Последний город в маршруте – Ани. Городом его уже толком не назовешь, скорее город-призрак. Это некий край Турции. Её и Армению разграничивает река Аракс. От Турции до Армении рукой подать, но нельзя – граница закрыта, и, чтобы попасть в Армению, нужно ехать через Грузию… Кстати, с 2004 года снят запрет фотографирования, а с 2007 посещать Ани можно без каких-либо анкет и разрешений. После Ани – небольшое чаепитие с курдами в поле с грузовика, автостоп на тракторе в деревню на ночь, и на следующий день – я уже в Грузии, как у себя дома, чувствую себя спокойно и в безопасности.

И на следующий день я встречаю свой 29-й день рождения…

Вид на Ани

Река Аракс – граница Турции и Армении, Армения – по ту сторону реки

Коментарі

вгору