Путешествие разума в поисках выхода из матрицы: поэзия Поля Гранека

Сегодня на Muse – рассказ о поэте Поле Гранеке. Так получилось, что на вопросы редакции автор ответил очень ярко – так, что лучше и не скажешь. Нам кажется, что это как раз тот случай, когда к тексту автора стоит отнестись крайне бережно.

Все фото – из архива Поля Гранека

Однако, думаем, необходимо некоторое предисловие. Еще лет 100 назад поэты были «властителями дум» (уж простите за потертое, «проверенное временем» выражение), писать стихи было почетным занятием, и главное, – совершенно нормальным было читать стихи. Но времена изменились. Люди уже мало что читают, и к стихам это относится в первую очередь. Поэтов стало меньше, и на качестве стихотворений это сказалось скорее положительно (впрочем, это спорный вопрос). Тем поэтам, что живут в наше время, пришлось измениться. Давно было известно, что поэзия – это не только про рифмы, и сегодня это утверждение актуально как никогда. Поэзия может выражаться через визуальные образы (живопись), странное видео, песни, – да через что угодно в этом бесконечно странном и разнообразном мире.

«Никогда не знаешь, в какой пьесе окажешься реквизитом»*.

Если хотите, можете перед прочтением статьи почитать стихи автора.

Muse старается избегать оценок. Но этот текст мы просто очень рекомендуем к прочтению. Open your mind!

Авторы «Треугольной книги» Игорь Гусев,  Евгений Деменок, Поль Гранек. «Футуризм, дадаизм, сюрреализм – всё сплелось в этой самой лучшей из книг».

«О том, кто такой Поль Гранек

Поль Гранек – это арт-проект или даже проект-трансформатор имени меня самого. Жанры, инструменты, аккаунты могут меняться, но остается Поль Гранек, такой странный персонаж у кого-то в друзьях.

Я оказался между всех огней одновременно. Иногда среди поэтов думаешь, слава богу, я не поэт, ведь у меня все-таки есть укулеле и эта стендап-программа. А среди музыкантов, наоборот, у меня индульгенция поэта-текстовика. Я бы, еще теоретически, мог бы ходить на тусовки киношников, по старой корочке режиссера-самозванца. Наверное, я просто конспиролог, который ведет странный инстаграм.

Но эта неразбериха ведет к сложностям с саморепрезентацией. Думаешь, какой гранью предстать перед восхищенными соплеменниками сегодня вечером? 

Людям подавай что-то одно

Например, есть условно “серьезные” стихи
Конспирологические стихи
Смешные песни
Серьезные песни с ангельскими гармониями
Серьезные песни на английском
Серьезные песни на украинском
Поговорки и пословицы
Детские стихи на украинском
Фильмы, которые сняты в пьяном состоянии
Просто документальные фильмы
Презентации изобретений

Неудивительно, что нигде из вышеперечисленного я не сильно преуспел (громкий хохот).

И очень жалко моих ютуб-подписчиков. Потому что человек подписался на “веселую песню”, а ему в следующем видео подсовывают 34-секундный пьяный документальный фильм. А кому-то изначально понравились серьезные стихи, но в следующем видео будет демонстрироваться мантра или какое-то изобретение из хлебного мякиша. Поэтому они все отписываются.

Это все звучит нескромно. Я как рекламный копирайтер привык любые явление обволакивать в простые формулы. Но с самим собой это, как оказывается, сделать совершенно невозможно. Арт-фрик, может это подойдет? Хотя лучше поэт-конспиролог. Потому что конспирологам можно простить все.

Концерт в «Тихом баре» в Одессе

О темах, вызывающих интерес

Бытовая конспирология – вещи, которые мстят людям.
Проблема дергающегося сознания в спальных районах.
Символические вещи, найденные на асфальте (см. мой Instagram).

Сегодня меня интересует то, как вырваться из информационной матрицы. Мы неминуемо должны отказаться от идеи информированности. Людям не нужно знать, что происходит в Верховной Раде, и так далее. 

Парадоксально, но главным испытанием новейшей истории Украины была даже не столько война с Россией, а внедрение Facebook. В этом была изначальная трагедия. Раздали папуасам автоматы, а потом сразу нашлось с кем и за что сраться.

Этот климат вечного скандала, взращенный на алгоритмах, которые специально сталкивают полярные мнения. Война началась с Facebook. Это настоящая колонизация сознания, сравнимая с высадкой европейцев в Мексике или Африке. Не важно, кто с кем и за что, дело в законах информационной реальности. Как излечиться от вируса политики?

О сущности Фейсбука

Представьте, что в тихом селе, вдруг создали бы условный “Золотой Ринг”. С софитами и музыкой. И туда бы выходили драться и куражиться все жители. С удовольствием смотрели бы, как бьют друг другу морды, идиоты без комплексов выходили бы вприсядку повыпендриваться. Любой сельской голова запретил бы это через день, потому что это разлагающее явление. А у нас через этот механизм управляется вся страна и министры ходят в ФБ отчитываться. Например, перед зевающими мастерами мемов.

Я предвижу создание новой соцсети, основанной на смирении. Каждый пост автоматически начинается со слов: Я не прав, простите меня. Алгоритм автоматически удаляет фотки с не постной едой. Надо пожелать оппоненту добра, иначе комментарий не отправится.

О Covid-95

Каждый день я хожу гулять в парк, смотрю на солнце и вижу что вирус существует только в информационной реальности. После каждой прогулки я пытаюсь принести домой какие-то стихи, я назвал этот цикл #covetry.

***

О СМИрении

Нам всем нужно стать рыбаками и выгуливать наших смешных собак, и не верить ни одному СМИ. Не нужно верить никому. Ну разве что конспирологам. 

У меня в стихе было:

Любая влажность старого пня
Больше чем важность повестки дня

Лучшее, что каждый может сделать для человечества – перестать интересоваться новостями. Я не умею, но учусь. Кстати, Солнце — идеальный антоним новостей. Всех любит, не говорит ничего конкретного.

И вообще, пора придумать средства индивидуальной информации (СИИ), в отличие от СМИ.

С другой стороны, СМИ в идеале могли бы играть роль солнца. Освещать темные углы. И многие настоящие журналисты это делают. Но потом, освещающий фонарик превращается почему-то в длинную дубинку, как у американских копов.

Во всем виноваты дизайнеры

Еще меня занимает проблема дизайна на службе зла.

Зло уже давно не выходит на поле битвы без маскировки. Ему нужна овечья шкура. Чтобы распространиться дальше, злу нужно хакнуть естественные наши эмоции: любовь, взаимоподдержку, красивую музыку или картинки. Зло – это не беззубый скелет-робот. Это добрый зайчик, созданный дизайнерами, вооруженный хэштегом, который просит нас поплакать или поддержать обездоленных. Ведь гимны, после которых будут кого-то сжигать, поют со слезами солидарности. И это искренние человеческие эмоции. С такими же искренними эмоциями люди влезают на транспортные средства, подготовленные для них сатаной.

HR-департамент зла приходит не к военным с их бомбами или профессорам, а к дизайнерам и композиторам.

Вообще, поэт обязан быть в метафизической оппозиции ко всему. Когда мир на одном полюсе, поэт всегда на другом. Так и возникает молния.

О списке достижений

Я брал интервью у Бориса Моисеева после инфаркта.
Я написал песню для Верки Сердючки и спустя 12 лет спел ей ее:

Написал 300 рулонов стихов.

Но все же одним из самых моих великих произведений я считаю альбом “Музыка для дураков или BEAM project”. Это трек длиной в 22 минуты, состоящий из одних только звуков “бимь-бимь-бимь”. Если однажды у вас вечером случится легализация, рекомендую послушать.

О сочинении стихов

Я считаю, что сочинение стихов – это как сбор внутренних грибов. Если планомерно выходишь за грибами, рано или поздно будут находки. Может, поэтому большинство стихов я сочиняю в процессе прогулки и в транспорте. 

Вот однажды во время такой прогулки по району я снял документальный фильм. Он называется Beautiful Playgrounds.

На кинофестивале “86” он получил приз зрительских симпатий.

А еще я вечно пытаюсь написать какую-то хорошую песню с небанальной гармонией.

Если песня должна быть смешная, в ней не должно быть сильных мелодических поворотов. Смешные слова лучше всего ложатся на речитативные простые формы, которые не отвлекают от текста. 

***

Авторский тур по ютубу Поля Гранека

Сейчас я попытаюсь сделать авторский тур по ютуб-каналу Поля Гранека. Нам потребуется 10 видео.

Изобретение “Накладной кадык”

Серьезная песня “Простой мир”

Английский панк-хит

Неоклассический фортепианный инструментал

Я все пытаюсь сочинять песни в стиле “Песня принцессы”. Это песни, которые по идее должны звучать в детских мультиках, в сентиментальных сценах полета над горами или романтики.

Регги-хит “Я потерял шапку”

Каббала и трансформаторные будки

Гимн Ивано-Франковск “ТеплоКоммунЭнерго”

Есть еще такой жанр, который я назвал “Кораллы”. Это когда клип и песня меняются местами. Сначала снимается клип, а потом на него сочиняется песня. Вот один из примеров:

Мелодичнейший хит на анлийском языке

Песня на украинском «Вершник без голови»

Чтобы посмотреть все эти произведения, вам потребуется 1.5*34 = 238.7 дней.

Вообще, с моим другом Сашей мы всегда называли наши песни “шлягерами”. Кто-то приходил на репетицию, вытаскивал гитару из чехла и говорил “Я тут написал один шлягер…” Так и повелось ради шутки, и я до сих пор все свои песни считаю по умолчанию хитами.

О Треугольной книге

Женя Деменок предложил сделать книгу одесского абсурда. 

«Треугольную книгу”, которую мы выпустили с Игорем Гусевым и Евгением Деменком. Это такой артефакт, действительно треугольной формы, где мы собрали самые бредовые произведения каждого из нас. По легенде, настоящий тираж был не 300, а 3 млн экземляров, и большинство их было зарыто в энергетических точках земли.

Это эгоманиакальное беснование требуется прекратить, поэтому закончу ссылкой на свои серьезные стихи. Они находятся здесь.

***

Об источниках вдохновения

В последнее время — группа “Громыка” и мантры. И еще старики. Мой племянник Владик однажды заметил, что у меня в стихах чаще всего встречаются бабки. Я теперь постоянно ловлю себя: “О, по-моему этот стих неплох! А потом думаешь: Фак! Опять про бабок”.

Бабки – это, наверное, такой знаменатель. Любые идеи высшего порядка сталкиваются с первой бабкой или стариком, встреченным на районе. Мы преступно, вообще говоря, игнорируем тех, в кого превратимся.

Девиз или Денис

Мой девиз – делай все не так. Если кто-то записывает качественную музыку, я буду наоборот.

Мне кажется, моя проблема или благословение в том, что я плохо вписываюсь в какой-либо контекст. Есть такие продюсерские трубы, которые разгоняют явления, если они попадают в дух времени. Например, “молодые украинские авторы”, или “одесские поэты”. Я как-то нахожусь в своей собственной галактической хате, которая с краю от всего этого. 

Сквозь пиксели и мультимедийные экраны
За ночь пророс кедр
Говорили что моя хата с краю
Но это оказался новый центр

По сути, меня знают только мои друзья.

О самом отвратительном занятии и самом ценном совете

Есть самое отвратительное занятие, которым я занимался. И всем поэтам приходится это делать на каком-то этапе.

Я писал в Facebook некоторым состоявшимся поэтам или редакторам с просьбой прочесть свои произведения. Ты находишься в иллюзии, что вот сейчас они все прочтут, – и ах, как проникнутся. Ты будто нищий на листике протягиваешь эти строки с паперти, рассчитывая на крохи внимания к себе. Но у редакторов и именитых поэтов всегда брезгливость по отношению к кому-то неизвестному. Нормальная человеческая реакция, презумпция графоманства. 

Но, как оказывается, качество твоей продукции совершенно не связано с ее популярностью. Редакторы сейчас плюнут и будут отрицать. Но любой здравомыслящий человек рано или поздно согласится. Для так называемой популярности необходим символический капитал твоего имени. Вместо писем редакции, лучше завязывать больше личных физических знакомств. Это самый ценный совет, который может получить начинающий автор».

***

Блиц-интервью 

На каком двигателе работает ваша поэзия – абсурд, ирония, жалость?

Все три одновременно. И запахи.

В каком из известных в истории обществ вы могли бы состоять?

Вспоминаются только масонские ложи. Но я туда не хочу.

Противоречит ли друг другу Монти Пайтон и ОБЭРИУ?

Нет. Просто МОНТИПАЙТОН по-другому расшифровывается.

Что в человеке стоит хранить и поддерживать с детства?

Главное в человеке — любопытство. Это та сила, которая вывела древних рыб из воды на сушу.

Есть ли рецепт, как стать (либо не стать) поэтом?

Гулять пьяным вечером одному.

Стоит ли бояться зомби-апокалипсиса?

Наши будут с обеих сторон.

Что главное в жизни?

Хахахахаха:)))

***

Аккаунты:

Сайт творчества РaulGraneck.com

Facebook

Instagram

***

* Поль Гранек также является автором поговорок и афоризмов, этот – один из них. Они находятся в соответствующем разделе сайта РaulGraneck.com. Поль мельком упоминает об этом в своем тексте, но мы весьма рекомендуем – оно того стоит.

Некоторые стихотворения Поля Гранека – выбор редакции Muse

Помнишь, Алоха?

Помнишь Алоха, дороги Гавайщины?
Фронтовое, старинное танго
Как погружали мы руки уставшие
В холодное спелое манго?

Как выходили счастливыми, мокрыми
Из волны на пылающем Кипре
А после вдвоем с тобой прятались в погребе
От налетов гигантских колибри

***

Метаморфоза

Леса и зверей истребили
Деревья теперь лежат
Зато из них напечатают книги
Про слоников и медвежат.
***

Перепрошивка

Для одних поэзия спутница
Для других – кормилица
А я решил, что буду стихами кодироваться
От уныния, злобы, родовой порчи
Самопрограммироваться, короче

И понимая, что это долгая преамбула
Уже вшиваю в себя следующую
Мировоззренческую ампулу

Обещаю не скурвиться, не проморгать
Ни один городской закат
Ни одну мало-мальски интересную жабу
Смотреть на все жадно
Трогать и лезть впереди батька
Лавировать между страхами, как акробатка
А если забуду, вернусь в тщету
Набью этот стих как тату
Чтобы закрепить чувство прекрасного
Чуть не забыл. Еще постоянно опаздывать!

***

Другой

Я лежал ночью в кровати
А я рядом со мной лежал мой страх
Он был похож на худого мужчину
C пробором и длинными пальцами
Он лежал между мной и моей женой
Постепенно источая холод
Этот кусок цемента и причитаний
Всегда встает раньше
И идет на мою работу вместо меня.
***

Банки с одесским воздухом

Стоишь в Аркадии
И думаешь, спасать уже поздно
Глядя на такую дуру этажей в 25
Помните, в 90е были эти банки с “одесским воздухом”?
Кажется, их самое время открывать.

***

Петля времени

Вечер
Троллейбус-гармошка, тесно
Женщина в красном жилете
Садится на отведенное кондуктору место

Ну и что?
Это бы и не вызывало интерес
Но одна маленькая деталь
Одна кондуктор в салоне уже есть

Одна кондукторша смотрит на другую
И ее голова будто кружится
Две женщины смеряют друг друга
В иррациональном ужасе

Подождите
Если вы из альтернативной временной ветки
И меня не глючит
У кого-тогда же муж Витя?
И трое прекрасных внучек?

 

***

Правила и Условия

Не согласился с Правилами и Условиями
И сразу все покатилось
Не поставил галочку
Со мной перестали здороваться
Отрубили канализацию
Увезли сына к бабушке
На моем пути на работу уже стоят блок-посты
Цифровой диссидент
Сплю на тряпках, прячусь на даче
Вдали подвывают сирены
Первый раз в жизни
Я оказал сопротивление.

 

***

Вечером в селе

Июль и уже скоро
Самая эпическая из жатв
Например, за некоторые гитарные соло
Стоило бы сажать

Темнота и даже время
Стало немного отравленное
Будто подсел в купе
К самому дьяволу

Небо-полицейский
Затянуто в полиэтилен
Стоят люди, их лица
Возможно это тоже шлем

Ночь будет долгой
Загадочной и кромешной
И будут меняться чемоданы с долларами
На чемодан черешни.

***

Тайная история Apple

Штаб-квартира Эппл и Фейсбук
Находится в Кремниевой Долине
Прямо на индейских косточках
Именно по этой причине
Они продолжают злокозничать

Говорят все начиналось в гаражах
Где-то в 70х в Пало-Альто
Но гаражи были лишь ширмой для мелких шахт
Где Джобс выкапывал древние
индейские артефакты

Какой-то хрустальный череп
Обагренный кровью миллионов
Ритуальных жертв
Оттуда первые айфоны
Первый массовый планшет

Когда в очередной раз начнешь
Делиться в ФБ своим мнением
Подумай, почему шаманский ритуальный нож
Был именно кремниевым?

 

***

Grand Reserve

Рассчитывал на Grand Reserve
Но пришлось взять шкалик
В стране срубленных лесов
Популярно перегибание палок

Сразу все стало красочно
Преисполнилось благодати
Благодать — это как майонез связывающий
Все части салата

Столько аксессуаров для эго
Один другого лучше
50 миллионов треков
И ни один из них не дослушан

100 миллионов фоток
Но ни одна в душу не запала
Похоже, когда слишком много чего-то
Его на самом деле мало

Комментарии

вверх