«У меня есть свое – то, что зацепит зрителя», – незрячий джазмен Геннадий Суменков

Сегодня на Muse интервью с музыкантом – джазовым вокалистом, автором и исполнителем и создателем музыкального проекта «Джаз в темноте» Геннадием Суменковым. Его «визитка» – песня Until the star, на которую снят клип: легкая и запоминающаяся мелодия, энергичный вокал, качественное видео. Поет в этом клипе сам Геннадий, и если вы не будете смотреть клип, а лишь послушаете песню, то просто не поймете, что музыкант незрячий. Тем не менее, это так. И тем удивительнее общаться с ним, ведь он считает отсутствие зрения лишь одной из своих особенностей, обращая главное внимание на свои творческие находки и «фишки» – а их немало. Чего стоит хотя бы то, что музыкант пишет джазовые песни на английском и имитирует голосом многие инструменты.

Интересно, что Геннадий четко идентифицирует себя как джазмена, и даже внешне хочет выглядеть так, чтобы образ был соответствующим и запоминающимся. Нам он рассказал об этом, а также о том, что сейчас, в период «перезагрузки» проекта «Джаз в темноте» он ищет клавишника и продюсера.

Аудиоверсия интервью:

Эта песня, «Until the star», очень впечатляет – как в музыкальной части, так и в качестве клипа. Расскажите о своем проекте: когда создан, кто еще в нем участвует, как шло развитие? Знаю, что с вами работает незрячий пианист Иван Мохий.

Проект был создан в 2016 году. Началось с того, что Иван пригласил меня поиграть джаз. Мы начали, у нас были гастроли, потом так получилось, что я попал на программу «Половинки» на Новом канале, — хоть музыки это напрямую и не касается, но рейтинг, узнаваемость это принесло.

После нескольких гастролей мы переехали в Харьков окончательно, наш друг выполнял роль менеджера. Но, забегая наперед, скажу, — так получилось, что с Иваном мы, к сожалению, больше не работаем.

Что касается узнаваемости, то я обращался к менеджерам, и они говорят, что такого в шоу-бизе не было – чтобы сразу двое незрячих в группе. Я считаю это «фишкой». Я незрячий солист – это одна из особенностей. Вторая особенность – то, что я совместил джаз и тирольские напевы. Я, например, слушал Мэрилин Монро, и в то же время, параллельно – немецкую народную музыку. И вот эти звуки (Геннадий имитирует тирольское пение, – Muse) – по сути очень близко, только это надо понять. И я это стал внедрять в джаз. Третье – то, что я иногда копирую (имитирую голосом) такие инструменты, как электрогитару и саксофон. Это очень мало кто может делать, потому что это тяжело: имитируя саксофон, нужно создавать большое давление на связки – при том, что это микст, но очень пережатый. Есть и другие инструменты, которые я копирую, но с ними легче: трубу или тромбон чуть ли не каждый умеет копировать.

Играю на народном ирландском инструменте – казу, который мне подарили, и, к удивлению, он пришелся кстати. Его используют в блюзе, кантри, джазе. Я решил использовать в джазе, многим понравилось: мы с ним выступали на Джаз-фиесте в Харькове. И я делал своеобразный переговор двух саксофонов, когда один саксофон я имитировал голосом, а второй звук саксофона создавал с помощью казу.

Еще интересный момент – гардероб, который продумывал я и мой друг, который тогда исполнял обязанности менеджера, Александр Кульчицкий. Что интересно с гардеробом? В джазе ведь нет как такового внешнего стиля одежды музыкантов – нет того, что отличало бы джазмена от классика или рокера: джазмены ходят в тех же пиджаках, галстуках. Или – в футболках, шортах, что объяснимо, если музыкант приверженец латино. У некоторых – серьга в ухе. Извините, по-моему, это «закос» под кого-то. У джазмена должен быть свой собственный стиль. Поэтому на нашем видео вы можете заметить, что я был в шляпе – голубой, с пальмами. А также – рубашка, брюки, галстук со знаками доллара и – внимание – подтяжки. И – черные очки. Такой вот специфический образ бывшего пирата – будущего профессора, с романтической нотой)) Потому что сразу сказал, что не хочу надевать пиджаки или фраки, чтобы не быть похожим на «классика».

Я хочу, чтобы джаз имел свой визуальный стиль. А яркий и неповторимый музыкальный стиль у джаза, к счастью, есть.

Геннадий, вы сами пишете, и тексты и музыку? Тексты на английском?

Как вам сказать, в большой степени – да. Вот текст и музыку к песне «Until the star», на которую снят клип, написал я сам. С аранжировкой мне помогал клавишник, но основной фундамент писал я. Есть и много других моих авторских песен. «Summer the life», я написал блюзовую песню «Blues makes my dreams come true», и другие.

Я пишу на разных языках, но моя «коронка» – это английский. Чем я хуже той же Марув, которая поет поп на английском? Поэтому у меня джаз на английском. Но и от украинского я не отказывался, мы перепевали, например, «Чорнобривці» в джазовой обработке. Мы пели Сальвадора Собрала Amar Pelos Dois на португальском – очень известная песня, легендарнейшая, после Евровидения 2017. Это кстати, один из моих современных кумиров, вдохновивших меня на джазовую музыку.

Мы выступали в известном киевском клубе Caribbean Club, нам помогла менеджер клуба Дарья Литвинова, спасибо ей огромное.

Сейчас я вынужден искать нового клавишника, ввиду некоторых обстоятельств, в том числе и карантина. Если вы видели у меня в хронике в Facebook, я на эту тему не раз остро писал – потому что меня это, мягко говоря, не устраивает. Я репостил некоторые публикации Снежаны Егоровой, у нас с ней схожая позиция. Кстати, я обращался к ней, она ответила, но пообщаться с ней на тему продюсирования, к сожалению, не удалось. Некоторые говорят – «А кто тебе что должен?». Но я считаю, нельзя оправдывать этим свое равнодушие.

Я к чему. Понимаете, может, сам карантин и нужен. Но так как он проводится… Он не продуман никак. Это бьет по бизнесменам, в том числе богатым, так и по нам, артистам, а также владельцам ресторанов, продюсерам и много по кому еще. А про бедных людей вообще молчу.

Плюс я считаю, что в Украине надо провести реформу по легализации уличной музыки. Ведь не на каждый конкурс ты попадешь, не каждый продюсер тебе ответит. Давайте будем честными, — сколько уличных артистов, что в Советском Союзе, что в Западной Европе, что в США – попали на большую сцену с улицы. Тот же Джастин Бибер. Есть и в джазовом мире примеры – Лестер Янг, который играл на улице.

Кстати, кто повлиял на ваше становление как музыканта и как личность? Музыканты, группы?

Не могу не сказать об уже упомянутом Сальвадоре Собрале. Кроме того, что он замечательный музыкант, он тоже человек с инвалидностью (Собрал с рождения был серьезно болен — у него был порок сердца, и уже после Евровидения, в том же 2017, ему провели операцию по пересадке сердца, – Muse). И даже благодаря одной этой песне он бы стал легендой.

Очень вдохновляют незрячие музыканты, тот же Стиви Уандер. Из любимых певцов назову Дина Мартина – в некоторых песнях, если кто заметил, я немного беру его манеру. Дело в том, что я бывший академист, и мне немного присуща склонность округлять звук – но не до такой степени, чтобы было похоже на классику, а вот, например так, как пел Элвис Пресли.

Глен Миллер, отличный вокалист. Инструменталист Джон Котрейн. Кстати, Стинг! Это человек, который пел во многих жанрах, — кажется, во всех, кроме рэпа – и везде пел прекрасно, и поэтому меня тоже вдохновил. И еще Крис Ри – поскольку блюз и джаз – все-таки «родственники».

Как вы пришли к музыке, поняли, что это – ваше? 

Я с рождения незрячий. И уже когда был маленький, понял, что не всего можно хотеть. Понял, что космонавтом, спортсменом мне не стать. Лет в 6 задал себе вопрос: а что я могу? Я слушал музыку, например, Уитни Хьюстон, а к джазу пришел позже. Я заканчивал не джазовое, а классическое училище и ходил на эстрадный кружок вокала. И меня изначально никто не учил, я сам слушал музыку. Меня лишь корректировал педагог Александр Евгеньевич Горбулин, очень хороший был человек, спасибо ему большое. Но эстраде меня никто не учил.

Школа и колледж дали академическое образование. Но я с детства разрабатывал связки – знаете, как у детей: сидишь, то «Металлику» копируешь, то еще кого-то. Учился во многом сам. Например, мне понравилась теория гибридного вокала, где используется микст между головой и грудью. Я стал это пробовать: слушаю Колтрейна и пытаюсь копировать его саксофон. Это воздействует на связки, – не советую неподготовленным людям это повторять.

С кем из современных наших музыкантов вы хотели бы работать вместе?

Да простят меня знаменитости, но примерно с 2016 года я перестал ощущать наш шоу-биз. Объясню, глядя на то, чем нас «кормят» — а сколько бы нам ни говорили, что потребитель выбирает сам музыку, я считаю, что не сам – даже с помощью музыки людьми управляют. При всем уважении, понимаешь, что что-то не то. Понимаете, кто-то из нас и «Сектор Газа» слушал, и «Красную плесень»… Но есть сознательный бред, а есть бессознательный, — когда человек пишет, а это даже не смешно. Деньги. Один мой знакомый написал, что все, что приносит деньги – искусство, а то, что не приносит – извините, дерьмо. Я с этим не согласен. И я не считаю свое творчество дерьмом. У моего клипа около 24 тысяч просмотров, это со второй половины мая. Да, может быть, не миллионы. Но когда люди за тобой идут, ты это ощущаешь. Комментируют, репостят.

Мне сейчас непросто. Во-первых, я сейчас даже без клавишника, и хоть могу играть на синтезаторе, это не так легко: джаз – это сложная музыка. Во-вторых, – локдаун. Я обращаюсь к продюсерам и менеджерам, и хоть некоторые отзываются, они говорят – мы вас взять не можем, потому что карантин.

Не знаю, что изменится после карантина, но это будет свобода для меня, для моего маневра. Я смогу найти клавишника и дальше выступать.

Вы выступали на сольных концертах, в частности, в киевском Caribbean Club. Наверное, это было мощным впечатлением и для слушателей, и для вас. Выступать на живых концертах – это импульс для вас, какой-то стимул?

Да, и у меня невозможность живых концертов вызывает негодование. И вот кстати, почему я за реформу для уличных музыкантов – я же был когда-то уличным музыкантом. Выступал в метро Харькова, в парке Шевченко. Нас с другом «доставали» охранники: говорили, что возле фонтанов нельзя петь. Я спрашиваю, — вы что, выкупили эту территорию? Отвечают – это наша, частная территория. Я уважаю законы, но не надо перегибать палку.

В Одессе, кстати, планировали на уровне города разрешить музыкантам выступать на улицах. 

В Одессе, мне кажется, более лояльное отношение. Курортные города – Одесса, Николаев, Херсон, города Западной Украины – к этому лояльнее относятся. А вот Восточная Украина в этом плане – другое. Людей, просящих милостыню, местные продавцы не гоняют; мошенников под видом нищих не гоняют, а музыкантов гоняют, потому что видите ли, «болит голова». При этом сами орут, продавая товар или устраивая разборки.

Всем музыкантам непросто пробиваться к известности, популярности, а вам – намного сложнее, вероятно. На это нужно много сил. Кто и что поддерживает вас, дает силы?

Вы знаете, я понял, что если будешь молчать – тебе сядут на голову. Надо защищать свои права, искать поддержки людей. По-другому не получается.

У меня в хронике была публикация, у нее было 930 комментариев. Я лишь спросил: есть ли, по вашему мнению, коррупция в шоу-бизнесе? Часть людей спорила нормально, с помощью аргументов: ты же понимаешь, менеджерам надо платить… Но были и такие, как один там, он писал – да ты бездарь, ноешь, тебе никто ничего не должен… Извините, почему моя музыка набирает тысячи просмотров? За жалость, за хайп? Одна моя школьная учительница тоже начала хайповать – мол, надо больше работать. А я ей предлагал – станьте нашим менеджером, наставником! Да, я лидер, но прислушиваюсь ко мнению менеджера, которого считаю наставником.

В публикации о коррупции я поднял тему о том, что коррупцию в шоу-бизнесе понимаю как требование денег наперед со стороны продюсера. Но откуда взяться деньгам, пока работа не сделана, музыкант не раскручен? За пиар, СММ, таргетинг можно платить, но когда работа уже сделана. Конечно, бывает, что и менеджеров «кидают» артисты, но чаще наоборот. Рынок недостаточно развит.

Бизнес, политика и криминал у нас ходят бок о бок. Поэтому и музыка соответствующая. И рэп, смахивающий больше на шансон.

Понимаю, что вы, как любой музыкант, хотите развиваться в творческом плане и приобретать все большую известность у слушателей. А что вы готовы предложить – я говорю о творческих планах. Существуют ли песни, композиции, которые уже написаны и ждут своего часа? Может быть, есть какие-то интересные идеи, которые вы хотите реализовать?

Есть песни, много хитов, даже родилась как-то песня о нашей жизни – «В зеленом мире» — ну, вы понимаете, на что намек. В зеленой стране настолько зелено, что становится неприятно… Ну а как не выражать недовольство. То у нас хотели пенсии забрать, потом эту реформу отменили. То решили мелким предпринимателям кассовые аппараты ставить. С декларациями эта история – то ли они есть, то ли их нет? И мы из-за этого чуть не лишились безвиза…

Еще что касается песен, — есть немало песен о любви, например Magnetical World.

Я много чего умею. Например, на программе «Половинки» киевский диджей Vell учил меня основам диджеинга, сведения.

Я ездил на многие фестивали еще в школе, был в Словакии, в Чехии, по классике и эстраде, участвовал во многих конкурсах. Потом на этих «Половинках» – хоть я девушку там и не нашел, но участие в программе меня приободрило, так сказать, подняло рейтинг.

Если говорить о планах, то, конечно, хочу вновь выступать в клубах. И очень хочу восстановить состав группы.

Поучается, у вас сейчас период перезагрузки?

Да, пока я от своего проекта не отказался, он живет. Если я устам и сдамся, – скажу об этом. Сейчас я этого не собираюсь делать. У меня нет желания идти в эстраду, и я не готовил для нее материал. А вот в джазе у меня есть чем всех удивить. Есть клип, есть концертные видео. Да, это не студия, но там видно, как меня принимает публика.

О чем вы мечтаете?

Кроме чисто музыкальных идей, я хочу научиться хореографии. Не хочу стоять, как многие наши незрячие люди – грубо говоря, как столб. Хочется двигаться на сцене, и делать это хорошо.

Научиться танцевать, вести себя на сцене. Это даже не мечта, это – цель. Да, я раскован на сцене, но пока не ощущаю себя на сто процентов.

Пока рынок подстроить под себя невозможно, я хочу смешать некоторые джазовые направления с клубными стилями. Причем сделать такой фьюжн, которого не было. Вот есть электроджаз, техноджаз. А я хочу создать такое направление, как тектоник-джаз. Насколько я знаю, такого нет пока. Эта идея родилась после сравнения свинга и тектоника: между ними есть немало схожего. Кроме того, хотел бы соединить джампинг (как ответвление тектоника) и степ из джаза. Но к сожалению, я сам этого сделать не могу, потому что не вижу, хотя примерно понимаю, что для этого нужно. Это может сделать хореограф.

И очень нужно, чтобы кто-то из менеджеров, из знаменитостей, обратил внимание. Многие артисты сами становятся продюсерами. Марув стала продюсером. Снежана Егорова, к которой я отношусь с уважением. Она могла бы и музыкальным продюсером стать – это сугубо мое мнение.

Многие считают, что джаз сейчас не принесет прибыли, его нет в шоу-бизнесе. Подождите, ребята: Фредди Меркьюри пришел во времена диско 80-х. И что он сделал? Я думаю, рассказывать не надо.

Я могу подстроиться под рынок, могу перепевать известные мелодии, и не надо этого стесняться: это делал и Фрэнк Синатра, который перепел и Love me tender и Yesterday. И я перепеваю, например, яркие мелодии латино. Да, не все мелодии подходят под джазовую обработку. Да, я не спою песни Варки Сердючки, при всем уважении к Андрею Данилко как шоумену и продюсеру. Но это не значит, что я не спою «Очарована, околдована» или те же «Чорнобривці», которые считаю культовой песней.

Я считаю, что у меня есть свое – то, что зацепит зрителя.

Хочу пожелать состоятельным людям – как политикам, так и публичным людям, в том числе представителям шоу-биза: цените талант и душу а не только деньги. Ведь именно талант может принести деньги, а не на оборот.

Аккаунт и контакты Геннадия:

Facebook

Электронная почта[email protected]

Телефон: 096 995-75-52

 

Коментарі

вгору