Капитан Оргазм, Одесская Конопляная Республика или «Не бойтесь стать трешевым режиссером!»: интервью с Сергеем Коняхиным

Когда «обычные» люди говорят о трэш-кино, многие делают надменное лицо – мол, низкий жанр, второй сорт. Тем не менее, значимость этого жанра признают, например, Квентин Тарантино или Стивен Кинг. Почему? Да потому, что трэш-кинематограф и хоррор – такой же инструмент выражения идей и носитель смыслов, как и любое другое кино. Об этом, а также о многом другом корреспондент Muse говорит с режиссером Сергеем Коняхиным.

Важно сразу сказать, что сегодня, в Страстную пятницу и день выхода этого интервью, Сергей откроет на время доступ к своему фильму «Свиня», узнать больше об этой ленте вы можете на его странице в Facebook. Дело в том, что действие фильма происходит в Страстную пятницу, а заканчивается в Пасхальное воскресенье, и поэтому – только на эти три дня! – режиссер временно откроет доступ к фильму.

Досье
Сергей Коняхин – режиссер, оператор, сценарист, писатель. Родился в 1976 году. Окончил факультет русской филологии Одесского Национального университета им. И.И. Мечникова и Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого по специальности «кинотелеоператор». Автор фильмов «Человеккирпич», «Восстаниекирпичеймертвецовзомбиготовтрупаков2: последнийможетзастрелиться», «Преступление и Наказание, Часть 4, Глава 5», и «Свиня». Автор книги «Снеговик. Сказание о безумном снеговике, одержимом древневавилонским демоном Йог-Соттхотхом». Член Национального союза журналистов Украины и Одесской гильдии кинематографистов.

От редакции. На все вопросы Muse Сергей ответил подробно,  даже на те, которые мы и не планировали задавать изначально. И мы решили оставить большую часть его слов. Потому что это ярко, остроумно, познавательно, а временами – очень смешно. Текст получился очень лонг-лонгрид, но не пугайтесь, он эмоциональный и легко читается. В конце концов, мы надеемся, что вы не особенно торопитесь, на карантине-то.

Мы не стали пытаться представить Сергея кем-то иным, не таким, каков он есть. Здесь есть и ценные наблюдения, и творческие озарения, и практические советы авторам, вынесенные из непростого личного опыта. Да, и страстная критика алкоголизма с точки зрения творческого развития. Воззрения Сергея оригинальны и специфичны, и даже если какая-то их часть противоречит вашим убеждениям – постарайтесь избежать отторжения ради понимания целостной картины. Кроме того, учтите, что здесь много иронии и постмодерна, так что не надо все воспринимать напрямую.

Отдельно Сергей говорит о теме Одесской киностудии: похоже, там сейчас все плохо. Ну и, замахнувшись на большее, рассказывает о планах «реорганизовать Рабкрин» – то есть о том, что нужно изменить в нашем обществе. Почему бы нет?

Надеемся, вас не смутит тот минимум ненормативной лексики, который допускает автор: из песни слова не выкинешь. Итак – интервью Сергея Коняхина для Muse.

Это все он. На предпоследнем фото — с книгой «Снеговик». Все фото из архива Сергея Коняхина

О своем пути

– Расскажите о себе и о том, что делаете – многие ведь не знают вашего творчества.

– С детства я хотел стать писателем. Так как у нас в доме была большая библиотека, я много читал. Это пробудило у меня страсть к литературному творчеству и сделало меня безудержным интровертом. На данный момент я написал две книги, одну из которых я издал, снабдив ее собственными иллюстрациями. Потому что еще я иногда рисую графику.

Первый мой короткометражный фильм называется «Человеккирпич», или «Brickman». Это – первая часть эпического повествования «Украиномекон». В этом фильме переплетаются мотивы сказки о Буратино и истории про Франкенштейна. То есть, здесь Пиноккио восстает против своего создателя, но он уже сделан не из бревна, а из кирпича, и его возрождение послужило восстанию других живых кирпичей. Немым свидетелем этих событий является бездушная безглазая кукла.

В самом начале это был один из моих рассказов на одну страничку, и к тому времени, когда я его написал, я работал на телевидении – и мне почти сразу же пришло в голову его экранизировать. Кстати, написал я этот рассказ, потому что нашел в подъезде кирпич, оставшийся после чьего-то ремонта.

Как я уже говорил, я люблю рисовать, и кирпич этот показался мне хорошим полотном для творческого самовыражения. Во время разрисовывания его мне и открылась эта история, которая позже была переделана в сценарий, а кирпич этот до сих пор у меня хранится как талисман. Что было хорошо в этом сценарии – минимум актеров: один человек и кирпичи, ну и снялся этот фильм всего за один день.
Впрочем, «Человеккирпич» был бы проходным фильмом, если бы спустя несколько лет не родилась идея его продолжения. Правда, оно было дольше и сложнее, но в конце первой части все-таки было сказано, что грядет «Восстание кирпичей!». Вот и случилось продолжение, но здесь уже кирпичи – против зомби. Фильм этот так и называется: «Восстаниекирпичеймертвецовзомбиготовтрупаков-2: последнийможетзастрелиться». В этой эпопее злобный Санта попадает в самый эпицентр украинского зомби-апокалипсиса, а ковры на стенах начинают галлюцинировать. На места выезжает бригада Дуровоза 666. Для того, чтобы остановить восстание зомби-готов, в дела земные наконец вмешиваются кирпичи из параллельного измерения кирпичей. Вот этот фильм:

В дальнейшем развилась новая концепция: так как два фильма сложились в одно повествование, то эту дилогию я назвал «Украиномекон». Съемки данного эпического блокбастера продолжались два с половиной года, и еще полгода ушло на монтаж. Фильм был закончен в 2012 году.

Благодаря этому кино я окончательно бросил пить, потерял нескольких друзей, нажил несколько врагов и обрел неоценимый опыт. На данный момент я бы по-другому перемонтировал это кино, объединив два фильма в один, сократив немного, поменяв музыку и добавив спецэффектов да мультипликации. Да, в связи с нынешними политическими изменениями, я бы декоммунизировал заставку, но на все это причесывание не хватает времени и, честно скажу, определенных средств. В идеале я до сих пор мечтаю его переснять, но только уже с хорошим бюджетом, чтобы из треша сделать качественный новогодний хоррор (christmas horror) – есть такой вид фильмов ужасов, про злобного Санту.

Отдельно хочу отметить, что в наше время такое кино уже невозможно было бы снять, да и сам Сотона, протягивая скучающему Богу видеокассету с этим фильмом, говорит: «Но учти – фильм – жутко запрещенный!!!» И он прав. Самая страшная сцена в этом фильме – перепиливание бензопилой черного дрочащего зомби-президента во время новогоднего обращения. Да, веселились мы тогда на славу!
Что отдельно и особенно не без доли самовосхваления хочется отметить: этот фильм – целый час и четыре минуты – является первым полнометражным апокалиптическим треш-зомби-хоррором если не в Украине, то на юге Украины точно. Если кто-то знает какой-либо другой украинский полнометражный трешевый апокалиптический зомби-хоррор, снятый до 2012-го года, – скажите мне, хочу посмотреть. А кто тут крайний в классики и апологеты треш-зомби-хоррор-апокалипсиса в Украине? Так я первый буду!

Чтобы немного отойти от трешевого кино, я решил попробовать классику, и поэтому далее был снят короткометражный фильм «Преступление и Наказание: Часть 4, Глава 5» – вольная экранизация романа Достоевского в пост-модернистском стиле. Этого фильма пока нет в интернете, так как сам короткий метр – это часть большого проекта полнометражного фильма, состоящего из нескольких частей и попадающего под редкий жанр «сюрреалистического слешера», но имеется только его небольшой фрагмент.

Следующей моей видеоработой является короткометражный фільм жахів «СВИНЯ». В этом фильме в далекое украинское село приезжает батюшка, чтобы изгнать демона из бесноватого, в которого вселился дух мертвой свиньи. Про этот фильм есть отдельный материал в интернете, поэтому долго рассказывать про него не буду. Вот его тизер:

Последним готовым проектом является издание мой книги под названием «Снеговик. Сказание про снеговика-убийцу, одержимого древневавилонским демоном Йог-Соттхотхом». Эту книгу я писал в течение 20 лет, и вот наконец я ее закончил, снабдив собственными иллюстрациями. Это готический роман, выполненный в символическом ключе, или же страшная сказка для взрослых; также это антимиф.

В этой книге рассказывается о том, как могущественный колдун Дед Мороз создал снеговика, вселив в него древневавилонского демона Йог-Соттхотха, чтобы сделать его своим другом, но тот увидел подснежник, получил надежду и отправился на поиски адского лета. Путь его проходит через Вавилон, Древнеегипетский ад, несколько планет Солнечной системы и не только – и мог бы закончиться на Солнце, если бы не вмешательство тайного Братства Кроликов, возглавляемого великим белым шаманом – Братцем Кроликом.
Воспользовавшись случаем, прорекламирую данный проект. Тираж ограничен, распространяю лично, обращайтесь!

На съемках фильма «Преступление и Наказание: Часть 4, Глава 5». В роли Кали – Лора Коняхина-Стаховская

– Насколько сложно самому снимать фильмы в Одессе и вообще?

– Со времени съемок моего трешевого апокалиптического зомби-хоррора у меня возникла пословица: «Если хочешь завести себе врагов, начни снимать кино». Еще хочется поделиться одной мудростью, которую вычитал в еврейских народных сказках: демоны не любят, когда все хорошо получается и люди радуются. От этого их начинает корчить, и они испытывают жуткие боли. Поэтому, когда активизируется какой-нибудь плодотворный творческий процесс, способствующий кармической реализации, они активизируются и начинают активно ставить различные палки в колеса тому, кто выбрал свое направление, и для них совершенно неважно, куда именно вы направляетесь. Обычно преграды встречаются, как всегда, на самом входе.

На съемочной площадке треш-зомби-хоррор-апокалипсиса

О съемке как войне, или «600 долларов в час»

Например, одна из основных проблем авторского кино – это поиск локаций. Если тебе нужна локация, то тебе приходится как-то договариваться с руководителями, которые – по крайней мере в Одессе – рассуждают примерно так: либо дайте мне огромную кучу денег, либо пусть оно стоит пустое. И как правило, кино не снимается там, где бы хотелось, или же приходится искать так называемые черные ходы или снимать в другом месте.

Например, несколько лет назад, году в 2013-м, когда я учился в одной одесской киношколе, я хотел снять часть своего проекта «Преступление и Наказание» в каком-нибудь готическом подвале, и мы с товарищем пришли к директору одесского Дома ученых, и не совсем точно я скажу, что это был директор, – может даже это была какой-то заместитель или секретарша, – но тетка, услышав, что мы студенты, снимаем курсовую работу, а также нашу просьбу позволить здесь снять сцену по Достоевскому в каком-нибудь подвальном помещении Дома ученых, что нам нужна смена – примерно 12 часов, а мы со своей стороны обязуемся упомянуть это в титрах, – так вот она, трезво поразмыслив, сказала: «600 долларов в час!» Когда мы развернулись и начали уходить, она крикнула нам вслед: «Ну хорошо, 300!!!». Уходя, мы конечно гордо и радостно улыбались – откуда тетка взяла, что у нас вообще имеются такие деньги? То есть, если нам нужна классическая 12-тичасовая смена, то это 7200, или «ну хорошо!» – 3600 долларов? За один день аренды подвала срубить – как вам такой полет мысли? И при этом мы даже самого помещения не видели. Тетенька, наверно, увидев нас подумала, что наконец-то машину купит и еще на пару неделек в Египет останется съездить. Но не тут-то было – потому что нет у нас даже сраных, так уж и быть, 3600 долларов, – чтобы поснимать один день в Доме ученых.

А это, думается мне, было бы полезно для развития туристической привлекательности Одессы и области, но хер они все клали на это все, главное – карманы побыстрее набить.

Съемочная группа фильма «Свиня»: кроме Сергея, присутствуют актеры Ута Кильтер, Дмитрий Бакаев, Алексей Лештаба (исполнитель главной роли, лежит на земле в цепях) и Андрей «Борман» Лавриков (с блюдом в руках). Алексей Лештаба и Борман умерли во время процесса съемки и подготовки фильма. RIP

Другая, может быть связанная с первым вопросом, проблема – это всеобщий стереотип: если ты снимаешь кино, то это значит, что у тебя денег – куры не клюют. Беда в том, что, наверно, общество у нас таково, что если ты валяешься на помойке, то тебе помогут гораздо быстрее, чем если ты снимаешь кино.

При съемках фильма проблемы обычно появляются из самых неожиданных мест. Но это-то и самое интересное. На самом деле съемки художественного проекта – они чем-то похожи на войну, в них проявляется кто есть кто, и в итоге отделяются зерна от плевел. Это своеобразная машина для сжигания кармы: вот, например, в мирной жизни человек не может проявить свои качества, но в кризисной ситуации – бац! – и стал героем! – или не выдержал испытания и слился. За то, что можно увидеть истинные лица людей, я особенно люблю сам этот процесс. А ведь люди зачастую не осознают, что ими движет.

И поэтому мне кажется, что если все будут снимать кино, войны прекратятся, а люди станут гораздо лучше. Ведь кино – это синтетический вид искусства, и поэтому участвовать в нем могут все.

– Скажите, в чем состоит ваша концепция, какова суть творческого подхода?

– В первую очередь, основной тезис таков: если мы не можем составлять конкуренцию голливудским технологиям и бюджетам, то необходимо делать упор на смысловом содержании, то есть – на сценарии. Дело в том, что голливудское и европейское кино, которое стало уже классическим, периодически грешит предсказуемостью сюжета.

Почему? Потому, что большинство сценариев имеет непосредственное отношение к определенному типу или уровню сознания – так называемого «европейского» мышления – сюда, например, входит чтение слева направо, определенный социокультурный подтекст, который не нужно объяснять рядовому белому человеку, и множество прочих таких тонкостей. Поэтому делать упор на сценарии, думается мне, необходимо – учитывая предсказуемость сюжета. При этом надо бы помнить, что кино, как визуальное искусство, должно в первую очередь рождать невербальные визуальные символы, ради которых и проявляется сюжет. И конечно же, при этом обязательно необходимо учитывать собственную национальную идентичность.

Я сторонник зрелищного кино – например весь фільм жахів «СВИНЯ» фактически снят ради сцены преследования по полю попа красными демонами со свиными рылами и сбрасывания его в пропасть. Когда у меня созрела идея этой сцены, я понял, что фильм надо снимать хотя бы только ради нее. Что-то в этой сцене было глубоко подсознательное. Правда, хотелось бы снимать ее ночью, используя искусственные молнию и ливень, но за отсутствием технических возможностей сцену пришлось снимать днем.

Все это я к тому говорю, что, снимая кино, надо быть готовым к тому, что корректировки в сюжет обычно вносит местами, оказывается, естественное положение вещей, а конечный результат вообще зачастую зависит только от самого Господа Бога. Поэтому непредсказуемости своего стиля я зачастую обязан именно Ему.

Преследование – ключевая сцена в фильме «Свиня»: в роли священника – Дмитрий Бакаев

Так как с хорошими сценариями в основном бывает загвоздка, то в первую очередь посоветую начинающим авторам для того, чтобы делать качественную продукцию, необходимо потреблять качественную продукцию: если не знаете, где взять хороший сценарий, то смотрите хорошие фильмы и читайте качественную литературу. Как ни странно, хорошие идеи можно почерпнуть, переглядывая даже плохие фильмы. Кино – это не только способ расслабиться, но и возможность напрячь свой мозг.

Есть еще пара важных моментов, которые хотелось бы затронуть в вопросе концепции творчества, один из которых я называю переменой сфер деятельности. То есть: необходимо иметь не одно хобби, а несколько, для того, чтобы, когда ты устал от одного вида работы, то не идешь «отдыхать», а занимаешься другим, не менее интересным для тебя видом деятельности. Надоело рисовать – садишься писать книгу, надоела книга – идешь строгать Буратино из полена, и так далее! КПД от применения данной концепции должен значительно увеличиться со временем. И в итоге, спустя несколько лет, у тебя три с половиной картины (одна из которых готова окончательно), несколько глав текста и полтора почти законченных Буратино.

Но при этом надо бросить пить! Я все это придумал, когда бросил пить – 99% друзей отсеялось, и появилось, наконец, время на кучу творческих проектов. Так что бросайте пить, господа!

Еще Дмитрий Бакаев в роли священника

О кармической реализации, или предназначении

И еще один момент – кармическая реализация. Согласно ведической концепции мира, которую я на данный момент изучаю, освобождение из цикла смертей-перерождений будет даровано только вследствие кармической реализации. То есть никакое самосовершенствование, раскрытие чакр и никакие сверхспособности никого не спасут от проявления кармы – если тебе суждено получить кирпичом по голове, то ты получишь кирпичом по голове, – правда, пока ты не сделаешь того, что должен сделать. Поэтому можно делать в принципе все, что хочешь. Это называется Карма-Йога. В этом смысле недавно наткнулся на очень подходящее к этому разговору стихотворение Григория Остера из книги «Вредные советы», которое, надеюсь, будет актуально для тех, кто не знает, чем себя занять в условиях тотального карантина:

Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешают вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.

Кое-что о карме

– Дурацкий, но необходимый вопрос: ваши дальнейшие планы? Появились ли какие-нибудь новые интересные сценарии?

– О, ДА! У меня на данный момент появился и буквально обжигает руки самый безумный, дерзкий и адски-трешевый проект, в котором я вдоволь попытаюсь поэкспериментировать со смыслом и содержанием. Фильм этот изобилует ненормативной лексикой и называется «Капитан Оргазм и пидарасы из параллельного измерения». Этим сценарием на 18 страниц я уже поставил в тупик несколько человек и огорошил несколько серьезных организаций.

Это пока что короткометражный сюрреалистический супергеройский фильм ужасов с элементами комедии и социальным контекстом, в котором исследуется еще одна распространенная фобия – гомофобия. Так как для обычного человека, натурала, быть окруженным гомосексуалистами – это подобно тому, как быть окруженным зомби во время зомби-апокалипсиса. Поэтому мой сценарий имеет внятный подзаговолок: «Гомофобский фильм ужасов про пидарасов для натуралов, люмпен-пролетариата и интеллектуальной пездоты». Как вы видите, этот проект вовсю эксплуатирует ненормативную лексику и, конечно же, является экспериментом с формой. Местами, я подозреваю, он будет еще страшнее, чем фильм про зомби-готов. Смотреть его можно будет только после 21 года. Слоган фильма токов: «Пидарасы, идите нахуй!»

Смысл сюжета я пока что разглашать не буду, но могу потешить праздную публику, пребывающую на карантине, еще двумя продолжениями, которые могут вылиться из этого проекта. Вторая часть будет называться так: «Капитан Оргазм и зоофилы-некрофилы из космоса: зловещее преступление на кладбище убитых енотов», а третья – «Зомби-гей-оборотни из глубокого космоса наносят ответный удар: Капитан Оргазм снова в деле!»

Кроме всего прочего, хочется так же упомянуть, что благодаря одному остроумному сценарному ходу этот фильм затрагивает (или может затронуть) в том числе проблемы Одесской киностудии.

Конечно, я отдаю себе отчет в том, что ни один уважающий себя бизнесмен или тем более государственный чиновник не будет финансировать подобный проект – а напрасно, смешное получилось бы кино, и ни на что не похожее. Ну не все любят редкостный адский трешачок – с этим надо смириться. С учетом нынешней ситуации с кинопроизводством в Украине может развиваться только трешевое кино, но почему-то не развивается.

Постеры фильмов Сергея Коняхина

О том, как создать заново производство кино

– Кстати, какова ситуация с кинопроизводством на сегодняшний день? Что бы вы хотели изменить, какие меры принять?

– О, какой сложный и многогранный вопрос! Ситуация самая упадническая и конъюнктурная, свободы творчества, конечно же, никакой нет, и, что особенно плачевно – она никому не нужна. Поэтому многие творят не благодаря, а вопреки. А вообще – в 100% случаев кино снимается не для того, чтобы снять кино, а для того, чтобы срубить денег и построить себе на эти средства очередной загородный домик. С таким подходом о создании шедевров, которые бы прославили нашу страну на мировом уровне, конечно же, никакой речи быть не может.

В первую очередь, чтобы поднять украинское кино из забвения, нужно решить один важный вопрос: отсутствие прокатных площадей для украинского кино. Потому что, согласно моим данным (может быть, кто-нибудь опровергнет), все основные крупные кинотеатры еще со времени развала Союза выкупили голливудские студии проката – и даже рекламные площади.

Кроме крупных кинотеатров, конечно же, существует множество мелких и частных, но они показывают все вперемешку: и плохое, и хорошее кино; иногда артхаус, а иногда – всякую гомосятину пропагандируют. Нам же необходимо выстроить или возродить хотя бы несколько кинотеатров, в которых за конкурентную с голливудскими фильмами плату можно было бы крутить собственное украинское кино.

Рискну упомянуть тот факт, что в Советском Союзе отечественная киноотрасль дотировала своими доходами образование и здравоохранение. С моей точки зрения, крайне необходимо развивать и укреплять отечественное кинопроизводство, не менее чем армию, потому что культура – это основное оружие в контексте современной информационной войны.

На съемках «Свини»

Далее, для развития отечественного кино необходимо запретить иностранным прокатчикам фильмов вывозить из нашей страны деньги, заработанные на прокате своих фильмов. Это будет их вынуждать вступать в ко-продукцию с отечественными производителями, предоставлять своих актеров, и вывозить уже совместную кинопродукцию. Так поступила, например, в свое время послевоенная Италия для возрождения своей киноотрасли. Отсюда, в частности, пошло развитие так называемого спагетти-вестерна, когда американцы начали снимать вестерны в Италии. Это были фильмы, вошедшие в золотой фонд кинематоргафа. Самым известным из них является фильм режиссера Серджо Леоне 1964 года «За пригоршню долларов» с американским актером Клинтом Иствудом (и вся «долларовая» трилогия Леоне, – ред.). Этому моменту истории частично посвящен последний тарантиновский фильм «Однажды в Голливуде».

Что касается итальянцев, – хотелось бы еще один интересный момент упомянуть. После войны, когда были разрушены все киносъемочные павильоны, итальянские кинематографисты взяли свои камеры и вышли на улицы, и начали снимать не в декорациях, а в реальных условиях, и отсюда пошла новая волна – «неореализм». Классическим примером такого кино является фильм «Похитители велосипедов» 1948 года режиссера Витторио де Сика. Настоятельно, кстати, рекомендую посмотреть этот фильм для общего развития. И вот, когда итальянцы наснимали кучу душераздирающего мрачного реалистического кино, государство решило все-тки выделить на кино деньги, и появилась итальянская комедия.

Поэтому, для того, чтобы хоть как-то воздействовать на рост и развитие нашего кино непосредственно в Украине, я просто призываю всех желающих снимать кино – любое, какое получится, снимайте на телефоны и спичечные коробки, и даже чем хуже, тем лучше! И пусть в этом кино авторы не побоятся рубить правду-матку топорами да бензопилами в самое дышло! Только таким способом вы окажете неоценимую пользу для развития отечественного кино! Делайте хоть что-нибудь – только не сидите, сложа руки! Лучшие из худших, конечно же, в итоге будут отмечены Божественным провидением и войдут в нетленку. Поэтому не бойтесь стать трешевыми режиссерами! И бросьте наконец пить – и тогда у вас появятся и деньги, и время! Уж на трешевое кино – точно.

«Лучшие из худших, конечно же, в итоге будут отмечены Божественным провидением и войдут в нетленку»

Маглы захватили Хогвартс

Еще один момент, касающийся развития украинского кино – это, конечно же, возрождение Одесской киностудии, с целью создания здоровой конкуренции и прекращения монополии Киевской киностудии имени Довженко.

– Да, а что вы знаете о нынешней ситуации с Одесской киностудией? Будет там кино или все-таки нет?

– Ситуация с киностудией самая преотвратная. Пользуясь случаем, не упущу возможность метнуть бомбу в этот зловонный заскорузлый гадюшник. У меня есть некоторый опыт общения с киностудией, из которого я могу сделать вывод, что на данный момент это – гнездо рептилоидов, шизофреников аферистов и всяких прохиндеев. Вы можете, например, себе представить хлебозавод, на котором размещается древнейшая из возможных и потому самая авторитетная вывеска «Хлебозавод», который числится по всем бумагам как хлебозавод, но хлеба при этом не производит? Последняя буханка там была выпечена Кирой Муратовой, и то на российские деньги. Иногда они выкладывают в информационное пространство фотографии какого-то одинокого пережаренного пирожка и гордо комментируют: «Вот! Смотрите, что бы ни говорили наши враги, мы делаем хлеб!»

Отдельно хочется упомянуть про проведенный Одесской киностудией в прошлом году конкурс короткометражек «Однажды в Одессе» – на котором выиграл знаете кто? Директор киностудии! Поделил с другими казнокрадами главный приз – 250 тысяч гривен. Так что вот вам урок, лохи, открыто заявленный во всеуслышание простым смердам таким образом: даже не думайте туда соваться со своими проектами – если только вы не директор этой самой киностудии! Может, вы думаете, вы когда-нибудь увидите эту киношку? Казалось бы, короткометражка-номинант должна победно шествовать по другим конкурсам, или хотя бы по каким-то каналам демонстрироваться – но ее нет! Упаси вас Боже замарать свои очи об это бездарное бессюжетное дерьмище! Поэтому они его и не выкладывают. Я сам его не видел, но я говорил с теми, кто видел этот запекшийся пирожок. И я знаю, какие еще достойные и хорошие фильмы конкурировали с этим унылым говном, созданным для отмывания денег и симуляции активной деятельности.

Далее, для продолжения имитации бурной деятельности, Одесская киностудия объявило конкурс сценариев имени Киры Муратовой «Короткие встречи». Во-первых, они еще решили на этом заработать и поиметь всех участников – за каждый поданный на конкурс сценарий конкурсант должен был заплатить 200 гривен. Кроме того, документы на конкурс должны были подаваться особым образом: отдельно сценарий – и отдельным документом – фотографии с точным адресом локаций, в которых якобы должны будут проходить съемки. То есть, кроме того, что они бесплатно создали для себя архив сценариев, которые можно как угодно переделывать, продавать, тырить оттуда сцены и диалоги – они еще пополнили иллюстрациями список локаций, которыми они могут оперировать в своих целях.

Еще один момент – почему-то участвовать могли только граждане, не достигшие 35 лет. Там что, педофилы сидят? Вот что хорошего может написать человек в 35 лет? Лично я в 35 только пить бросил и начал наконец приводить в порядок свои дела. Еще в конце 20-го века считалось, что писателем можно становиться только после 30 лет, а на данный момент, с учетом того, что детство у людей нынче удлинилось и кризис среднего возраста значительно сдвинулся, думаю, что-то относительно внятное писать можно начинать только после 40, если ты, конечно, не гений и не вундеркинд, которых вообще-то единицы и которые к 30-35 годам обычно уже спиваются или заканчивают жизнь самоубийством.

Я ради прикола послал им свой сценарий про Капитана Оргазма и пидарасов из параллельного измерения, и 200 гривен – но я не подошел по возрасту – как мне объяснили – старый слишком, – мне в прошлом году было 43. Ну ничего, пусть знают своих героев в лицо. Чем закончился данный конкурс, мне неизвестно. Может, вы думаете, что когда-нибудь увидите фильм, снятый по сценарию-победителю? Вряд ли.

Читайте также на Muse – Интерактивный сериал и «Одесская киностудия – 2»: большой проект творческих одесситов

Ну и последнее – на данный момент, согласно самым последним известиям, Одесская киностудия окончательно ушла из рук государства. Один из самых животрепещущих моментов, интересующий одесских киношников – это фильмофонд Одесской киностудии, имеющий около 300 самых ходовых фильмов, за прокат которых на телеканалах ближнего и дальнего зарубежья до сих пор платятся огромные деньги. То есть, возможен такой вариант, что тот, кто приобрел Одесскую киностудию, справедливо может потребовать права на все фильмы, (если уже их не имеет в лице подельников) и сама киностудия в таком случае в итоге заплатит за свою собственную покупку из рук государства. И наслаждаться плодами умственной, физической и психической деятельности лучших умов и нескольких поколений наших великих соотечественников будут не кинематографисты, снимая на эти деньги новое кино, прославляющее наш край и Украину в целом, а горстка хитрожопых коррупционеров, не имеющих к киноискусству никакого отношения, но очень сильно желающих застроить побольше прибрежных склонов.

Поэтому не только у одного меня складывается ощущение, что нынешние хозяева киностудии – это диверсанты-террористы, цель которых – ни в коем случае не развитие кино, а ежесекундная материальная выгода, желательно в ближайшей перспективе, если можно, то сейчас и сразу. При этом на данную комбинацию потрачено наверно не один десяток лет – и вот это «сейчас» наступило! Ели бы эти усилия и средства были бы направлены на производство фильмов! Имея подобный ресурс и бренд, сколько раз можно было его использовать по назначению! Но киностудия в руках маглов, и вот – маглы наконец-то захватили Хогвартс! Гнать их всех надо поганой метлой и выжигать огнеметом поганые гнезда засевших там рептилоидов, шизофреников, аферистов и коррупционеров!

– Что нужно, с вашей точки зрения, сделать с Одесской киностудией, чтобы вернуть ей былую славу, и возможно ли это в принципе?

– В первую, очередь, ее нужно вернуть в собственность государства, во-вторых – вернуть права на владение собственным фильмофондом, а виновных в его разбазаривании посадить в тюрьму с конфискацией имущества. Наследием киностудии должны распоряжаться киношники, а не бизнесмены! Продавать киностудию – это все равно, что продать курицу, несущую золотые яйца! Снимая кино, можно заработать гораздо больше, чем продав эту территорию и застроив ее – это же очевидно! Но киностудия в руках безумцев, или же врагов украинского общества, а значит, и всего человечества в целом. Ведь имея производство, можно получать услуги по себестоимости, а не по рыночной цене – это и ежу понятно.
Кроме всего прочего, необходимо напомнить о таком факте, как тайный заговор против Одесской киностудии. Дело в том, что киевские киношники не заинтересованы в том, чтобы Одесская киностудия развивалась – таким образом им легче между собой пилить государственный бюджет, и поэтому они снимают всякое непотребство, потому что конкурентов у них нет. Если же появится конкуренция в виде Одесской киностудии, им придется стараться, а так – зачем напрягаться, если у них монополия?

Один взрослый киношник, закончивший снимать, как и все, в начале 1990-х, рассказал мне, что, когда он снял свой первый фильм за фигню денег, и этот фильм еще победил в каком-то конкурсе, и даже вышел в прокат, собрав кучу денег, то его – режиссера – обступили другие режиссеры и устроили ему разнос: «Ты типа что, самый борзый? Мы, большинство – обычно не вписываемся в бюджет, и посредственное кино всякое снимаем – а ты что, вписался в бюджет, и еще и хороший фильм снял? Как нам теперь в глаза нашим заказчикам смотреть из Госкино? Ты это брось, а то проблемы тебе устроим!» Это я к тому, зачем и почему нужна конкуренция. Это нужно для того, чтобы у нас не было самого безрадостного варианта совдеповского совдепа.

О реорганизации пространства с точки зрения кино

Для развития кино в Одессе и области, как я уже говорил, необходимо затронуть один из важных вопросов – это вопрос локаций, их рекламы и доступа к ним, и вообще помощи молодым кинематографистам. Ни для кого не секрет, что наша Одесская область очень живописна и кинематографична. Здесь можно найти фактически любые пейзажи, и это направление должно развиваться отдельно в нашей области. Для этого необходимо создать каталог локаций, которые надо рекламировать и всячески содействовать в доступе к ним.

Беда в том, что мало людей думает стратегически, и для решения подобных вопросов нужен некий орган, который бы способствовал доступу для съемок художественных проектов к основным историческим достопримечательностям и различным локациям. Необходимо создавать архив локаций нашего края и в дальнейшем – карту локаций. Нужно проводить фестивали и конкурсы, в которых награждать лучшие работы.

Например, для съемок «Свини» первоначально полуразрушенный дом в деревне был найден в селе Кошары под городом Южным: он гораздо больше подходил под глубинку. Но там не было электричества, и добираться туда было гораздо дольше. Поэтому эта съемка отпала. Еще один пример: для последней сцены, когда бесноватый исцелился и пошел босиком по росе навстречу солнцу, хотелось снять классическое украинское поле, замусоренное разнесенными с ближайшей свалки мусорными пакетами, какие часто встречаются в некоторых селах Одесской области, но подобное поле поблизости так и не было найдено.

Можно ли еще оживить чучело Одесской киностудии?

Поэтому нужны архивы и координаты всех мусорных свалок, пустых, разрушенных, и просто сельских домов, полный архив исторических строений и различных природных образований, кукурузных, маковых и подсолнуховых полей, лесов, рек, гор, пещер, катакомб и всего прочего нашего богатства. Необходимо снять Одесскую область с каждой возвышенности во все стороны. В рамках государственного финансирования необходимо способствовать доступу съемочных групп фильмов некоммерческого направления не только к обеспеченным, но и даже в первую очередь, повторюсь, к проблемным районам нашей области. Пользу можно от этого обоюдную получить, обязывая киногруппы, например, отдельно от своей основной задачи снимать фото и видео локаций для общего архива.

Отдельно скажу о том, что выпускники различных киношкол и профильных учреждений культуры и искусств, которых сейчас становится все больше и больше – они не могут себе позволить официальное разрешение для съемок, потому что названия всяких учебных заведений обычно ничего никому не говорят и не открывают никакие двери по причине отсутствия какой-то общей договоренности. Поэтому для развития туристического и киносъемочного потенциала необходимо способствовать съемкам хотя бы отдельно избранных курсовых и дипломных работ на любых локациях нашего края.

Например, не каждому студенту удалось бы выбить разрешение поснимать работу сталелитейного предприятия или, скажем, мясокомбината. Но именно такие съемки были бы самыми интересными и, возможно, могли бы победить на каком-нибудь международном фестивале. Поэтому необходимо содействие. Таким образом, между прочим, можно достаточно сильно укрепить связь с глубинкой и рабочим классом. Помогать в этом случае очень выгодно и правильно.

Дело в том, что, так как подобные курсовые или дипломные работы рассылаются на фестивали, а отсматривают картины студентов, как правило, различные киношники, и они-то и могут и заприметить, и оценить наши неповторимые локации. А еще зрители могут выделить финансирование, если не на кино, так на решение социальных проблем. Пример: сняли несколько лет назад немцы работника нашей живодерни, который убивал дубиной собак в мешке – и возник у нас в Одессе на 6-м километре современный приют для собак, построенный на немецкие деньги. Ведь для того, чтобы решать проблемы, нужно их показывать, и конечно же, их кому-то нужно снимать.

Да и кроме того, красивые или правильно подобранные декорации да пейзажи чаще всего и составляют суть всего фильма и во многом усиливают его художественную ценность. Так что плюса фактически два: продвижение нашей культуры и, собственно, ее развитие. А окружающую нас действительность надо снимать, ведь она меняется, и очень скоро мы не увидим даже самые замечательные руины. Да и большинство основных художественных произведений построено на пейзажной лирике – Тарковский и Параджанов – это пейзажи, у Куросавы, Кубрика и прочих художников киноискусства – все у них построено на пейзажах и локациях. Кто владеет доступом к нужным пейзажам, тот владеет искусством.

И еще один важный вопрос, касающийся сохранения исторических памятников. Мы в первую очередь плохо относимся к собственным руинам. Некоторые культовые заброшенные места и дома в Одессе надо просто привести в порядок и оптимизировать для свободного общественного доступа и помогать устраивать их как свободное арт-пространство. Например, такие места, как Деволановский спуск или дом Гоголя. Отличные были локации в заброшенном санатории «Украина». Дело в том, что, если помещение не используется, его закрывают, и оно начинает дальше рушиться. А использование здания как арт-пространства могло бы все-таки дать новую жизнь разрушающимся стенам.

– Локации в наше время проще нарисовать, чем снять – может, лучше развивать технологии?

– Главное – не технологии, главное – смысл. Ведь в самом широком смысле вопрос развития кино в Одессе упирается в концепцию развития нашего края, а способов развития всего два: либо это территория промышленного назначения, либо – рекреационного. Естественно, любой здравомыслящий человек скажет, что Одесская область должна быть рекреационного назначения.

Далее мне придется говорить о том, как космические корабли должны бороздить межпланетные просторы. Для развития рекреационного назначения надо плавно сворачивать и выводить все особо опасные промышленные предприятия, ориентироваться на сельское хозяйство и экологию, оставив, конечно, портовые и транспортные предприятия. Лет на пятьдесят надо запретить в промышленный вылов рыбы и охоту (кроме отстрела бешеных и опасных животных), а также сделать запрет на ношение оружия и объявить область природным и человеческим заповедником. Все усилия направить на сохранение памятников, создание новых парковых и скульптурных комплексов, баз отдыха и наведение всяческого фен-шуя.

Витает еще, например, над Одессой такая идея, как сделать ее свободной экономической зоной – то есть типа Порто-Франко – но ради чего? Чтобы потолще колбасы на хлеб положить? Дело в том, что в результате освобождения от налогов те, кто хорошо жил, просто будут жить еще лучше, а те, кто жил бедно, скорее всего, еще более обеднеют.

Моя собственная теория предполагает освобождение от налогов на какой-то период тех производств и предприятий, которые каким-либо образом участвуют в кинопроизводстве. Срок освобождения от налогов можно варьировать в зависимости от художественной ценности исходного материала или от уровня вложения в проект. И только тогда, чтобы закосить от налогов, работник мясокомбината радостно распахнет двери перед любым начинающим режиссером или кинооператором. И возляжет оператор на мясокомбинате рядом с убиенным козликом, и заплачут люди, узревшие это. И через несколько лет не останется ни одного дома или предприятия, где бы не снималось кино, а Одесская область превратится во что-то наподобие Голливуда, чего я и себе, и вам, и всему Миру желаю.

О легалайзе

Немножко Нью-Васюки, не?

– Подожди, сейчас о важном. С ростом кинопроизводства должно увеличиться количество творческих профессий и учебных заведений, должна развиваться доступная медицина. В связи с этим не побоюсь даже сказать – необходим небольшой лигалайз, как в развитых странах Европы, и тогда на выведенные из теневого оборота деньги можно будет строить дороги, больницы и кинотеатры. А то гей-парады разрешили, а лигалайза нет – потому что именно тогда может начаться настоящая война с наркомафией, ведь они, конечно же, плохие парни, – не захотят, чтобы их деньги пошли на социальное благоустройство. А государство владельцев кошечек обкладывает налогами, потому что не знает, откуда взять денег, но прекрасно знает, что владельцы кошечек не могут дать такой отпор, как наркомафия.

Вот, например, в Голландии, при их системе государство обеспечивает проститутками за свой счет даже инвалидов от рождения – потому что такие люди тоже имеют право на секс. Мы тоже можем устроить систему, при которой будет жить так хорошо и вольготно, что все люди к нам захотят присоединиться, как проживающие на временно оккупированных территориях, так и многие другие. Эта концепция называется «Одесская Конопляная Республика», так как если по каким-то причинам нельзя устроить легалайз в Украине, то надо хотя бы начать отдельно с Одесской области, чтобы сделать ее всеукраинской здравницей.

Понятно. Вернемся к творчеству. В прошлом году вы во всеуслышание заявили о краже концепции вашего сценария «Тарас Шевченко – охотник на вампиров» режиссером Романом Перфильевым и продюсером Юрием Минзяновым, снимающим фильм «Тарас Шевченко. Первый самурай». Как обстоят дела с этим процессом на данный момент?

– Да, было дело. В течение нескольких лет я распространял в узких киношных кругах и всячески рекламировал в прессе концепцию своей эпической саги «Тарас Шевченко – охотник на вампиров». Поэтому, когда я услышал, что уже идут съемки фильма «Тарас Шевченко. Первый самурай», то я пришел в бешенство, потому что мне повеяло чем-то знакомым. Изучив имеющиеся в интернете материалы, я пришел к выводу, что авторам фильма известна моя концепция проекта. При том, что идея фильма в процессе работы изменилась, концепция проглядывает все та же.

Авторские права на этот проект я защитил, и поэтому собирался подать в суд, потому что более паршивого плагиата и искажения моей высокой идеи я и предположить не мог. Даже название похожее – только они побоялись даже тире поставить, потому что получился бы откровенный бред.

В целях борьбы с психологическим стрессом, чтобы усовершенствовать собственное духовное кунг-фу, я с супругой отправился на два месяца в Индию. Пообщавшись там с возвышенными гуру-йогинами, брахманами и пандитами, а так же курнув в хорошей компании местного гашиша, под звуки мантр, бубнов, флейт и варганов я пришел к выводу, что весь мир – иллюзия, и решил пока что приостановить ожесточенную борьбу с Майей, ибо ведические Боги поведали мне, что пока все идет хорошо.

Вернувшись в Одессу в начале этого года, я обнаружил, что Моя Борьба уже повлияла на реальность – я узнал, что авторы фильма изменили название проекта на «Безславні кріпаки». Ощущения у меня были двоякие: с одной стороны – они сменили название – значит рыльце-то в пушку! Обезопасить себя хотят! Значит, точно спиздили! С другой стороны, что меня удивило и порадовало – неужели со мной, независимым режиссером, кто-то будет считаться? Но, правда, деньги-то под мою концепцию-то уже получены и освоены – так почему бы не поменять название? Может быть, краешком своего сознания они начали все-таки понимать, что Тарас Шевченко – самурай – это бесцеремонная ересь, ведущая к погибели, а охотник на вампиров – это Путь Истинный, сулящий спасение и освобождение от Сансары?

Поэтому на данный момент я решил не предпринимать никаких действий и занять выжидающую позицию. Когда нападу – не скажу. Действовать буду вероломно и решительно!

Параллельно у меня уже имеется менее дорогой и еще более сумасшедший проект про Капитана Оргазма, и пока я сосредоточусь на его воплощении, поиске средств, людей и возможностей, и, если мне повезет, рано или поздно (желательно после достижения 21-го года, разумеется!) вы еще встретите и посмотрите на своем пути этот эпический блокбастард.

Коментарі

вгору