Откуда берутся гении и что нужно для их появления?

Наверное, многих интересует вопрос, вынесенный в заголовок. Есть точка зрения, что гениальность – это природный либо божественный дар, и он либо есть у человека, либо нет. Другая концепция говорит о том, что гениальность можно развить, как какой-то навык, нужно только правильно действовать. Еще одна идея состоит в том, что многое зависит от обстоятельств, и, как ни странно и как мы увидим в этом материале, эта мысль близка к истине. Но обстоятельства действительно должны быть не совсем обычными.

Этот материал был опубликован в блоге МayoОshin. Как пишет Мayo, «Я пишу об идеях, основанных на науке, искусстве и философии, чтобы помочь лидерам выработать лучшие привычки, принять лучшие решения и жить лучшей жизнью. До сих пор моя работа освещалась в нескольких СМИ, включая Business Insider, Entrepreneur, Inc. Magazine, Quartz, Thrive Global и других». Публикуем на Muse статью из этого блога под названием «Are Creative Geniuses Born or Made?» в переводе блога Muz4in.Net

Творческими гениями рождаются или становятся?

Как писал немецкий философ Артур Шопенгауэр, «гений озаряет век подобно комете на пути планет».

Истории известно немало исключительных личностей, которые внесли новаторский вклад в развитие человечества и изменили облик мира. На ум приходят такие имена, как Леонардо да Винчи, Аристотель, Альберт Эйнштейн, Моцарт, Мария Кюри и многие другие.

Мы легко способны распознать гениальность, но возникает один вопрос: гениями рождаются или становятся?

Происхождение гениальности

На протяжении тысячелетий древние люди верили, что гениальность – это божественный дар. Итальянский живописец и историк XVI века Джорджо Вазари однажды сказал, что его друг и выдающийся художник Микеланджело был послан на землю «великим правителем небес», чтобы служить примером того, каким должен быть истинный художник.

Ранние греческие мыслители, такие как Аристотель, считали, что обилие чёрной желчи в организме — симптом меланхолии, психического состояния, характеризующегося длительной депрессией, паранойей и бредом — было свойственно творческим гениям.

Но со временем, когда западная цивилизация приняла более научные и светские идеи, происхождение творческой гениальности утратило божественную основу и обрело природную. В своей книге «Критика способности суждения» 1790 года немецкий философ Иммануил Кант писал: «Гениальность – это талант (природная одарённость)… врождённая умственная способность (ingenium), посредством которой природа определяет правила искусства… для создания того, что не поддаётся никаким определённым правила». Другими словами, гениальность – это природный дар, её нельзя развить.

Идея о том, что гениями рождаются, а не становятся, была популяризирована Фрэнсисом Гальтоном, выдающимся учёным XIX века и двоюродным братом знаменитого биолога Чарльза Дарвина. Гальтон намеревался доказать с помощью статистического анализа, что гениальность наследуется, как и предполагал Кант. В своей эпохальной книге «Наследственный гений» (1869 год) Гальтон опирается на данные о родословных выдающихся личностей на протяжении всей истории человечества и приходит к выводу, что они обязаны своим успехом исключительно генетике.

Гальтон не только ввёл термин «природа против воспитания» и стал пионером в области евгеники, но и пропагандировал расовую идеологию, согласно которой одни расы превосходят другие и должны размножаться только внутри своей расы, чтобы сохранить сильную генетику.

Несмотря на популярность этих идей, Гальтон и другие выдающиеся учёные того времени не могли понять, как точно определить и измерить гениальность, особенно ту, которая присуща ребёнку. Всё изменилось в 1916 году, когда Льюис М. Терман, профессор из Стэнфордского университета, создал тест на IQ.

Интеллекта недостаточно

В 1925 году Терман организовал первое долгосрочное исследование, чтобы доказать, что интеллект, оцениваемый по IQ, является наиболее надёжным способом измерить и предсказать гениальность. Терман изучил жизни 1528 детей с высоким уровнем IQ – не менее 140 – и предсказал, что большинство из них внесут значительный вклад в выбранную ими сферу деятельности в зрелом возрасте. Результаты этого исследования были опубликованы в серии докладов под названием «Генетические исследования гениальности».

В 1959 году, через три года после смерти Термана, был опубликован окончательный отчёт, в котором говорилось, что произошло с испытуемыми, которым уже было около 45 лет. На первый взгляд результаты были хорошими: они в общей сложности выпустили почти 2000 научных работ и опубликовали несколько книг. Но при более тщательном рассмотрении оказалось, что они не смогли оправдать надежды Термана. Тысячи опубликованных работ были написаны лишь небольшой горсткой людей, которые стали учёными. А остальные? В целом их жизненные достижения были весьма скромными.

Более того, один из детей, который завалил IQ-тест во время исследований 1920-х годов, вырос и стал пионером в своей области, получив Нобелевскую премию по физике. Его звали Уильямом Шокли, он был одним из тех, кто изобрёл транзистор.

Исследование Термана призвано было подтвердить превосходство природы над теорией воспитания, но вместо этого оно имело непредвиденные последствия. Учёных ещё больше озадачило происхождение гениальности, и они развернули дискуссию о природе против воспитания в противоположном направлении.

Гениальность перестала быть врождённой.

Миф о 10000 часах

Книга под названием «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?», опубликованная в 2008 году, пролила свет на новые идеи, которые положили начало дискуссии о природе и воспитании. Малкольм Гладуэлл, автор этой безумно популярной книги, утверждал, что тысячи часов практики — а именно десять тысяч часов — это «магическое число величия».

Гладуэлл назвал это явление «Правилом 10000 часов»: чтобы достичь высокого уровня знаний в любой области, требуется 10 лет целенаправленной практики. По словам Гладуэлла, именно этим объясняется необычайный успех выдающихся людей, начиная от Beatles и заканчивая Биллом Гейтсом.

«Правило 10000 часов» начало распространяться, как лесной пожар. Простая, романтическая идея о том, что каждый может достичь величия тяжёлым трудом, показалась неопровержимой всему миру. Но за кулисами истинность «Правила 10000 часов» попала под огонь научного сообщества. По иронии судьбы, самый большой удар по этому правилу был нанесён исследователем, стоявшим за точным исследованием, которое Гладуэлл использовал для проверки «Правила 10000 часов».

По словам К. Андерса Эрикссона, исследователя и психолога, стоящего за этим исследованием, «Правило 10000 часов» – это миф: «Малькольм Гладуэлл прочитал нашу работу, и он неправильно истолковал некоторые из наших открытий. Мы [изучали] скрипачей, которые учились в международной академии [и рассматривались] как те, кто находится на пути к международной карьере. Когда мы подсчитали, сколько часов они потратили на то, чтобы попытаться улучшить свои навыки самостоятельно, мы пришли к выводу, что в среднем члены группы потратили на практику 10000 часов. Но на самом деле это означало, что существует изрядная вариативность».

Вариативность лет целенаправленной практики для отдельных скрипачей в рамках исследования существенна: 5+ лет. На самом деле исследования показали, что люди, которым требуется менее 10 лет, чтобы получить опыт в той или иной области, с большей вероятностью станут гениями и достигнут многого, чем те, кому требуется больше 10 лет.

По иронии судьбы, пример гениальности Моцарта, часто цитируемый с целью подкрепить «Правило 10000 часов», оборачивается против самого себя. Внимательное изучение биографии Моцарта покажет, что его отец был не только профессиональным музыкантом и музыкальным учителем, который обучал его, но и что Моцарт постепенно шёл к тому, чтобы стать композитором: ему потребовалось почти 20 лет, прежде чем он написал свой первый шедевр.

Другая проблема аргумента «целенаправленная практика равна гениальности» заключается в том, что он предполагает прямую положительную связь между уровнем знаний и гениальностью, пока человек не станет лучшим в своей области. Но на самом деле слишком большой запас знаний в одной области может оказаться контрпродуктивным для производительности. Например, художник, который практикует только один метод или жанр живописи, который он уже освоил, менее склонен демонстрировать высокий уровень креативности и черты гениальности, чем художник, который практикует различные методы или жанры живописи. В нетворческих профессиях слишком большой объём знаний может также увеличить вероятность возникновения когнитивных предубеждений, которые приводят к неправильным решениям.

Растущее число конкретных доказательств против «Правила 10000 часов» говорит о том, что оно так же, как и генетическая теория Гальтона, является не самым лучшим объяснением происхождения творческой гениальности. Итак, если гениями не рождаются и не становятся, что остаётся тогда?

Неужели творческими гениями рождаются и становятся одновременно? Или в этом сложном пазле отсутствует какая-то важная деталь?

***

Мы обсудили историю дебатов «Природа против воспитания». С одной стороны, природная теория твёрдо верит в то, что гениями рождаются, а гениальность можно наследовать через генетику. С другой стороны, воспитательная теория утверждает, что гениальность обретают путём сознательной практики и упорного труда.

Был сделан вывод, что ни одна из теорий не предоставляет убедительных доказательств, а значит, не может считаться победителем в дебатах. Это оставляет нам две возможности: гениями одновременно рождаются и становятся или гениями не рождаются и не становятся.

Если гениями не рождаются и не становятся, то какой недостающий элемент стоит за происхождением гениальности? Давайте начнём с изучения самых творческих мест в истории человечества.

Кластеры гениев

В то время как идеи Гальтона о гениальности быстро распространились по всему миру, антрополог по имени Альфред Кребер начал решительно выступать против них. В отличие от оппонентов Гальтона в лагере «гениями становятся благодаря тяжёлому труду», Кребер утверждал, что отдельные гении являются побочным продуктом культуры, то есть верований, норм и обычай группы индивидов.

В своей книге «Конфигурации роста культуры» Кребер использует данные Гальтона о гениях в истории, но вместо того чтобы располагать их в алфавитном порядке по фамилиям, как это делал Гальтон, Кребер решил выстроить их в хронологическом порядке по годам рождения.

Результат был потрясающим: Кребер обнаружил, что гении появляются в группах (кластерах гениев) в одно и то же время и в одном и том же месте на протяжении всей истории.

Одним из классических примеров кластера гениев является небольшой город Афины (450 год до нашей эры), который произвёл на свет таких выдающихся деятелей, как Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ и Софокл, и всё же продержался на своём пике всего двадцать четыре года!

Почти 2000 лет спустя новый кластер гениев появился в другом небольшом городе полуострова под названием Флоренция (Италия). В эпоху Возрождения Флоренция произвела значительную часть величайших художников, архитекторов и учёных в истории, включая Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Донателло, Боттичелли, Росселли и многих других.

Если гениальность – это просто побочный продукт генов и тяжёлой работы, то почему мы не видим сегодня подобных кластеров гениев в Афинах и Флоренции? Их гениальная генетика ослабла или они стали ленивыми со временем? И почему мы можем наблюдать, как кластеры гениев появляются в новых местах в разные моменты истории?

Кребер предположил, что кластеры гениев возникают или исчезают в зависимости от того, насколько процветает та или иная культура (или сколько у неё «культурных конфигураций»). Чем больше процветает культура в том или ином месте, тем больше вероятность появления гениев.

В книге «География гениальности» исследователь Эрик Вайнер отправляется в путешествие, чтобы проверить теорию Кребера, изучив самые творческие места в истории, где возникали кластеры гениев. К ним относятся древние Афины, ренессансная Флоренция, старый Ханчжоу, эдвардианский Эдинбург, бенгальская ренессансная Калькутта, Вена 18-го и 19-го веков и современная Кремниевая долина.

Вайнер развеивает миф о том, что красота, богатство или комфорт места влияют на его творчество. В случае с древними Афинами, они не имели особых преимуществ перед другими древнегреческими городами-государствами, такими как Коринф, который был богаче, или Сиракузы, которые были больше. Кроме того, древние Афины были грязным и узко построенным городом с домами, построенными из дерева и высушенной на солнце глины. Это было далеко от рая. Более того, древние афиняне не были самыми трудолюбивыми людьми, поскольку они часто предавались вину, разврату и пирушкам и тратили много времени на праздные разговоры.

Так почему же творчество процветало в древних Афинах больше, чем где-либо ещё в истории человечества?

Социальная сеть гениев

В 1970-х годах Дин Симонтон, ведущий мировой эксперт по гениальности и креативности, провёл обширный статистический анализ более 5000 творческих гениев в истории человечества, чтобы выявить взаимосвязь между гениями разных поколений.

Согласно распространённому в то время мнению, гении появлялись из ниоткуда. Но результаты исследования Симонтона доказали обратное.

Симонтон обнаружил, что число гениев в том или ином поколении положительно коррелирует с числом гениев в предыдущем поколении. Таким образом, чем больше гениев в предыдущем поколении, тем больше ожидается в следующем. Совсем не случайно, например, что великие философы большой тройки появляются один за другим: Сократ учил Платона, а Платон учил Аристотеля.

Эта передача гениальности из поколения в поколение происходит в пределах социальных сетей. Эмпирический анализ межличностных отношений 2026 учёных и 772 художников показал, что чем более совершенным был индивид, тем шире была его социальная сеть.

Например, социальная сеть сэра Исаака Ньютона включала в себя 24 выдающихся учёных, в том числе соперников, таких как Гук и Лейбниц, единомышленников, таких как Фламстед, и близких друзей, таких как Локк. Не говоря уже об учёных предыдущих поколений, таких как Бэкон и Галилей, которых Ньютон боготворил, и учёных следующего поколения, таких как Эйнштейн, которые восхищались работой Ньютона.

Поэтому неудивительно, что сам Ньютон предполагал, что если бы он родился до золотого века научной революции, то не стал бы одним из самых влиятельных учёных всех времён: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

Как оказалось, гении не появляются случайно из ниоткуда. Они питаются идеями из кластеров гениев предыдущих поколений, реализовывая свой потенциал.

Таким образом, остаётся открытым вопрос: почему эти кластеры гениев возникают в первую очередь? Ответ можно получить, рассмотрев пример древних Афин.

Гениальность – это о месте, а не о человеке

При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что древние Афины обладали тем, чего не было в других местах: культурой, открытой для новых радикальных идей.

В древних Афинах существовала свобода слова и открытые дебаты, где спикеры могли обращаться к тысячам людей одновременно и распространять идеи, какими бы безумными они ни были. Чужеземцам также разрешалось свободно бродить по городу и общаться со своей общиной.

Древние афиняне, отказывавшиеся участвовать в публичном диалоге по различным вопросам, назывались idiotes (идиотами). Как писал Фукидид: «Человек, который не интересовался государственными делами, не был человеком, который занимался своими делами, он был человеком, которому вообще нечего было делать в Афинах».

Древние афиняне также относились к экспертным знаниям с подозрением и вместо этого ценили универсалов с набором навыков в разных областях. Например, афинские воины писали стихи, а поэты также шли в бой.

Древние афиняне практиковали поговорку о том, что «великие художники воруют», ещё до того, как она появилась. Они не испытывали ни стыда, ни вины за то, что крали идеи у чужеземцев и делали их своими собственными. Они позаимствовали литературу у шумеров, математику у вавилонян, медицину у египтян и алфавит у финикийцев. Сегодня мы многим обязаны древней афинской цивилизации, включая демократию, спорт, философию, искусство, литературу, науку, кино и многое другое.

Современный пример силы культуры – Япония. В разные периоды своей истории Япония открывала и закрывала свои ворота для иностранных идей. Например, в период Асука Япония открыла свои ворота для иностранных идей из Китая, но в период Эдо они закрыли свои двери для иностранцев.

Анализ, проведенный Симонтоном, показал, что в период открытости Японии для иностранных идей и иностранцев в стране возник всплеск гениев, наряду с высокими достижениями в различных областях, таких как медицина, литература и живопись. Но в периоды закрытой культуры творчество испытывало застой, и гении внутри Японии исчезали.

Этот анализ хорошо согласуется с теорией Кребера о том, что кластеры гениев исчезают, когда культура становится более закрытой. Это также объясняет, почему золотой век Афин не продлился долго.

Помимо войны со Спартой, древние Афины закрыли свои границы для чужеземцев и внешних идей, построили большие дома и широкие улицы, которые сделали город менее близким, увеличили разрыв в неравенстве доходов и подавили универсалов в пользу экспертов.

В конце концов, высокомерие и тщеславие убили процветающую культуру, благодаря которой древние Афины когда-то считались самым творческим местом в мире.

Недостающий элемент

«Творчество с большей вероятностью процветает там, где новые идеи требуют меньше усилий для восприятия». – Михай Чиксентмихайи

Современное общество влюбилось в романтическую идею об обнаружении и воспитании следующего творческого гения и забыло об истине: одинокий творческий гений – это миф.

Каждый год тысячи организаций по всему миру тратят огромные суммы денег на обучение, призванное развить у сотрудников навыки творческого мышления, однако лишь в Кремниевой долине появляется несоразмерное количество глобальных инноваций. Недостающий элемент, обсуждаемый в этой статье из двух частей – культура.

Культура, открытая для новых радикальных идей, является питательной средой для творчества и гениальности, и наоборот. Поэтому неудивительно, что самые инновационные организации в мире появляются в Кремниевой долине, а наименее инновационные – в наименее открытых местах в мире.

На протяжении всей истории важность культуры в значительной степени игнорировалась, поскольку дискуссия о природе и воспитании отвлекала наше внимание от окружающей среды и направляла его на отдельную личность. Но если бы творческая гениальность сводилась исключительно к отдельной личности, то группы гениев не появлялись бы и не исчезали бы на протяжении всей истории.

Кластеры гениев доказывают: «то, что почитается в стране, будет культивироваться там» (эти слова принадлежат Платону). В наше время мы почитаем технику и науку гораздо больше, чем классическую музыку, поэтому, если бы Моцарт родился сегодня, он, возможно, никогда бы не стал признанным творческим гением. Аналогичным образом, современный технологический гений никогда не был бы признан древними афинянами.

Тропы истории усеяны подсказками, которые помогают разгадать тайну происхождения творческой гениальности, а именно: творчество и гениальность возникают на пересечении личности и места. Они являются побочным продуктом реакции индивида на культуру и ограничения его окружения.

Индивид – это семя, а культура – почва. Независимо от того, насколько совершенным является семя (благодаря тяжёлой работе и/или генетике), оно не сможет вырасти и в полной мере раскрыть свой потенциал без хорошей почвы. Но если почва хорошая, то даже несовершенное семя может вырасти и раскрыться в полной мере.

Если мы действительно заботимся о будущем человечества, то будет лучше, если мы направим свою энергию на развитие открытой культуры в семьях, школах и организациях, вместо того чтобы тратить время на создание совершенной личности.

Есть старая африканская пословица, которая гласит: «Чтобы воспитать одного ребёнка, нужна целая деревня». Эти мудрые слова, переведённые на современный язык, напоминают нам, что для того чтобы вырастить гения, нужна процветающая культура.

Ранее на Muse – «Грета наоборот»: немецкая активистка и блогер поддерживает консервативные взгляды на климат и иммиграцию

Коментарі

вгору