Со вторника, 23 марта, когда это случилось, о контейнеровозе Ever Given узнал уже весь мир, а в интернете уже полно мемов с несчастным судном. Произошедшее – прекрасная иллюстрация того, как неожиданное событие, произошедшее по вине (или благодаря) нескольким людям или даже одному человеку, способно оказать влияние на всю планету.
400-метровый контейнеровоз тайваньского оператора Evergreen Marine, принадлежащий японской компании Shoei Kisen Kaisha – одно из самых больших судов в мире. Оно было построено в 2018 на верфи японской компании Imabari Shipbuilding и ходит (пока стоит в Суэце) под панамским флагом.
Ever Given, хоть и совсем новый, уже был известен как «несчастливый»: в 2019 он «отметился» в порту Гамбурга, протаранив паром Hadag-Fähre и повредив причал, из-за чего судоходство по Эльбе в районе Гамбурга было полностью остановлено. Но заблокировать Суэцкий канал, самый загруженный в мире – это, конечно, «топ-достижение».
Теперь по вине контейнеровоза, направлявшегося из Китая в нидерландский Роттердам, происходит самая долгая блокировка Суэца со времен арабо-израильских войн: тогда 8 лет, с 1966 по 1973, канал не работал. Всего было еще 6 инцидентов, когда из-за аварий канал не работал на протяжении от одного часа до двух дней.
Кто конкретно виноват в инциденте, еще предстоит выяснить, пока известно, что из-за резкого порыва ветра огромное судно развернуло поперек канала, нос уперся в один берег, а корма – в другой. Первые попытки снять судно с мели результата не дали: его попытались сдвинуть 8 буксиров. Кроме того, земснаряды пытаются размыть дно под застрявшим судном, а берега канала пытаются расширить экскаваторами, но на фото видно, какими тщетными являются эти попытки. Еще говорят о том, что контейнеровоз попытаются разгрузить, но посреди пустыни, где нет портовых кранов, это практически нереально. А на борту – 20 тысяч контейнеров.
Сколько продлится снятие Ever Given с мели? Никто не знает: пока речь идет о нескольких неделях. И это ужасно с точки зрения последствий. Потому что Суэцкий канал – самая оживленная судоходная артерия в мире: в сутки через него проходило порядка 50 судов, через него проходят от 12 до 14% всех морских торговых путей планеты.
Цена блокировки – порядка $400 млн в час. По подсчетам авторитетного морского издания Lloyd’s List, блокировка канала задерживает ежедневно товары на $9,6 млрд: по каналу на Запад ежедневно проходят товары на $5,1 млрд, а обратно – на $4,5 млрд. Не имея возможности пройти Суэцем, судовладельцы вынуждены отправлять суда вокруг Африки, через Кейптаун, что увеличивает путь из Европы в Азию на примерно 5 тысяч морских миль. Это огромные затраты топлива и времени.
Поэтому вскоре после аварии начали меняться мировые цены, нефть подорожала на 5%, правда, потом «отыграла» назад, потому что через Суэцкий канал идет не так уж много нефтяных танкеров. Но в целом как отразится блокировка канала на мировой экономике в течение нескольких недель, пока можно только гадать, что и делают экономисты.
В общем, прямо сейчас мы с вами наблюдаем историческое событие, которое ведет к непредсказуемым последствиям. И, похоже, виновато в этом всего несколько человек (капитан, лоцман, диспетчер?), не обеспечивших безопасное прохождение контейнеровоза по каналу. Скорее всего, мы еще узнаем имена этих людей, и они таки получат свои «15 минут славы».
Ранее на Muse – Масса всего, созданного людьми, в 2020 впервые превысила биомассу
Коментарі