«Искусство нельзя прочитать по формуле – тем оно и интересно», – художник Дмитрий Величко

Согласно известному мнению, чтобы стать успешным в творчестве – художником, писателем, музыкантом, артистом театра и кино – необходимо как минимум два важных компонента. Во-первых, несомненно, талант, а во-вторых – стремление к развитию в своем деле. И если с первым пунктом все ясно, талант либо есть, либо нет, то со вторым есть вопросы, потому что сегодня многим кажется «я гениален, этого достаточно». Так получилось, что именно о важности самосовершенствования, получения знаний и опыта для творческого человека мы говорим сегодня с художником Дмитрием Величко.

Дмитрий Величко – молодой, но уже известный украинский художник: провел более 50 персональных выставок, не говоря уже о сборных выставках. Его работы находятся в музеях и частных собраниях как в Украине, так и за рубежом. Важная деталь: Дмитрий учит студентов – будущих художников, он – декан художественно-графического факультета Южно-украинского Национального педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Сам выпускник этого же вуза, он преподает там, на кафедре изобразительного искусства Худграфа, – рисунок, живопись, композицию, пленэр.

Не остается в стороне Дмитрий от проблем общества: например, был одним из участников благотворительного проекта «Искусство и дыхание» в поддержку врачей, борющихся с коронавирусом.

Двое. Холст, масло. 50×60. 2011

«По работам видно, как я менялся за последние годы. Сейчас – практически абстрактные работы, но не всегда. Пытаюсь оставлять маленькую зацепку к прочтению. Намек на пейзаж или сюжет. Хотя прежде всего – композиция и цвет», – Дмитрий Величко 

__

Дмитрий, как и когда вы осознали, что живопись – ваше призвание? Можете ли вспомнить какое-то конкретное событие, когда вы это поняли? Что повлияло на этот выбор – родители, школа, друзья?

В момент, когда полюбил рисовать, о призвании явно не думал, я в принципе не знал различия между рисунком и живописью… просто искал белый лист бумаги и что-то изображал. Но одно я знаю точно – природу я полюбил раньше рисования, поэтому, если кто и повлиял на мой выбор, то только окружающая среда. Я, будучи маленьким ребенком, уже был с «характером» и, спасибо родителям, они это чувствовали, понимали, что увлечение природой и рисованием, не худшее, что может быть, поэтому и не противоречили. Позже, когда пришло время определяться с выбором профессии, появилось много вопросов, советов, недопонимания, но не препятствий. Выбор был сделан.

Нас всегда очень интересует становление автора: что повлияло на ваш творческий путь, кто из известных оказал наибольшее влияние? Причем хотим уточнить, что, наверное, речь идет не только о живописи, но и о других сферах – возможно, музыке, литературе?

Мне кажется, что «становление» еще происходит, для меня это бесконечный путь, с которого нельзя свернуть, нельзя вернуться, но впереди уж очень много нового, неизведанного, интересного. Больше всего на меня оказал воздействие я сам. Когда попал в среду искусства счастью не было предела. Многого не понимал, не знал, многое нравилось, многое хотелось попробовать, а главное не хотелось терять время, нужно было все изучать, интересоваться, пробовать на практике, отвечать самому себе на вопросы, которых у меня по сей день слишком много.

В нашей семье никогда не было художников, музыкантов, людей, имеющих отношение к искусству… И, в 18 лет, когда я пришел на одесский худграф, я понял, что слишком поздно окунулся в эту среду. Мне казалось, что все и всё уже знают, и только я один «чайник»: мне очень хотелось не отставать, более того, преуспевать.

Желание победило! Конец первого курса и первая «персоналка». И снова новое: отбор работ, поиск места, экспозиция, афиша, приглашения, искусствовед, оформление работ в рамы, открытие… новые неизведанные эмоции. Понравилось! Нужно думать, что дальше… и так прошло 14 лет. В процессе обучения у меня появился любимый художник – Валентин Владимирович Филипенко, которого уже нет с нами. К моему сожалению, он у меня ничего не преподавал, но я «доставучий», всегда просил прокомментировать, указать на ошибки. Я в восхищении от его любви к своей профессии. Прекрасный, глубокий, наполненный мастер своего дела, великолепный рисовальщик, изумительный цветовик… И он никогда не отказывал. Прямо говорил, что хорошо, а что нет, и почему. С ним можно было говорить часами о жизни через призму искусства. Я считаю, что он показал мне, как нужно любить свое дело, или не заниматься им вовсе.

Могу сказать, что меня всегда окружали достойные художники, этот список бесконечен.

Без названия. Холст, масло. 60×80, 2014

«Как правило, я не даю работам названия, чтобы не ограничивать зрителя и дать возможность каждому сделать свое прочтение увиденного», – автор

___

Расскажите о вашем пути в живописи. Как менялись ваши интересы – что нравилось вначале, что позже изменилось, и почему?

Не стану говорить, что путь был сложным. Он был непростым, но очень увлекательным, познавательным, увлеченным, богатым опытом, и главное, что это только начало пути. Чем больше узнаю, смотрю, пробую, тем больше нравится. Мне интересен не только результат, который я вижу, интересен путь к нему: где учился человек, какое у него образование, где выставлялся, как менялся на протяжении творческой жизни, и почему.

То же происходит и со мной. Сказать, что за последних 10-15 лет изменились мои вкусы, я не могу. Еще: для меня очень важно, каков человек в жизни: искусство должно быть интересным, живым, положительным, и его создатель не может быть полной противоположностью своего творчества, исчезает гармония. Мне очень импонируют фанатики своего дела. Я люблю хорошую живопись! Люблю композицию и цвет. Это мои приоритеты.

Вы преподаете живопись на художественно-графическом факультете. Что вы советуете своим студентам в профессиональном плане? И что вы можете подсказать людям, которые только осознают себя как художники?

Я уверен, что художнику необходимо высшее образование! Пройти академическую школу, воспитать хороший вкус, дойти до стадии творчества – это не так просто и легко. А без этого, в большинстве случаев, человек думает, что он «художник». Нельзя быть в профессии поверхностным.

Студентам я всегда говорю, что за время своего обучения на факультете у них есть две задачи: принять то, чему их учат, освоить это, накопить базу. И, второе, получить максимальное количество ответов на свои внутренние вопросы относительно себя в практике. Студент не должен только получить знания, он обязан знать, что с этим багажом делать и как его применить.

Музыка крон. Холст, масло. 2014

«Творческий поиск Дмитрия Величко – это путь от постижения традиции одесской живописной школы, собственного многогранного опыта пленэра к экспериментированию в области цветных экспрессии и абстрактного искусства», – Анна Носенко, искусствовед

___

В недавнем интервью Muse художник Сергей Божко сказал, что понимание современного искусства не приходит «по щелчку», а лишь со временем, – изучая и рассматривая работы современных мастеров, начинаешь их понимать. Согласны ли вы с таким мнением?

Во-первых, я категорически не принимаю формулировку «современное искусство»: это субъективное и абстрактное словосочетание. В эти слова сегодня вложено фальшивое содержание. И очень не люблю, когда говорят автору, что он не занимается современным искусством или же не является современным художником. Если следовать этому псевдо-термину, то человек, который живет в настоящее время и работает в традиционном жанре – не современный художник. А какой тогда? Я уверен, что этими строками наживу много недопонимания и осуждения, но! В моем понимании, нынешняя трактовка «современное искусство» воспринимается мною как «модное искусство», на мой взгляд это более практично и объективно, а следуя этому, – временное искусство, которое, как и мода, быстро уйдет.

Ну, мы тогда говорили скорее о наборе кодов и значений, присущих искусству новейшего времени, чем о какой-то жестко очерченной категории.

Прошла мода на круглые очки и о них забыли, и никто не вспомнит, как и о таких произведениях. Я считаю, что это либо произведение, либо нет; либо человек художник, либо нет, или это искусство или нет. Понимание любых направлений в искусстве, в принципе искусства не может прийти по щелчку, я согласен. Когда рождается человек, он не сразу умеет ходить, говорить, он не сразу большого роста! Он учится этому, развивается. Все происходит постепенно. Не научившись понимать одно, ты не проследуешь дальше. Не научившись делать шаг, ты не сделаешь второй, а соответственно, не сможешь идти. Глядя на пейзаж импрессиониста, нельзя понять, почему так много краски на свету, нельзя сразу понять логику построения композиции в абстрактном полотне, невозможно прочесть, как строится пространство с помощью цвета. Всё это требует определенных знаний, наблюдений, размышлений.

Никто не отменял интуитивного восприятия и трактовки произведения, но это не говорит о том, что человек уже разбирается в искусстве.

Без названия. 120×120. Холст, масло. 2020.

«Дмитрия Величко влечет сфера абстрактного экспрессионизма. Условная геометрия исполняется повышенной выразительностью чувств художника. Полоса, линия и точка в живописи одесского художника выступают живой энергетической единицей – активным действующим персонажем, который получает различные роли, которые определяет автор-режиссер в постановке», – Анна Носенко, искусствовед

___

Вы преподаете студентам. А что бы вы посоветовали людям, которые хотят ориентироваться в искусстве, не являясь при этом художниками, не входя в арт-среду?

СМОТРЕТЬ! Еще раз СМОТРЕТЬ! И СМОТРЕТЬ! – это прежде всего. Еще не мешало бы читать. Общаться. Не бояться и не стесняться задавать вопросы. На открытиях выставок всегда можно поговорить с автором, или же с арт-критиками, гостями, искусствоведами. Не бояться быть непонятым. Если у человека возник вопрос и есть возможность получить на него ответ, – необходимо воспользоваться этим.

Вы работаете в области современного искусства, где есть место и кубизму, и другим не очень реалистичным направлениям. В связи с этим хочу напомнить, что вы как-то в интервью сказали, что стараетесь научить зрителя думать. Как считаете, достаточно ли подготовлены зрители в Украине к пониманию современного искусства?

Я не занимаюсь «современным искусством», а занимаюсь творчеством. Искусство это или нет, не могу судить о себе, для этого есть зритель, есть профессионалы, мастера… К пониманию абстрактного? Не могу сказать сказать, готовы или нет, могу сказать, что количество желающих разобраться в нем и приобщиться к прочтению с каждым годом растет. У зрителя вопросов гораздо больше, чем ответов, но в этом и есть смысл искусства. Мне кажется, что главная цель искусства – не отвечать на вопросы, а формулировать и задавать их.

Синий день. Холст, масло. 2015

«С 2015 года, постепенно, Дмитрий Величко все больше внимания уделяет созданию беспредметных композиций, в которых лейтмотивом «звучат» полосы и линии, но уже в форме «идеальной геометрии». Геометрический знак контрастирует с органикой природы и миром вещей, отражая разнообразие макро- и микрокосмоса», – Анна Носенко, искусствовед

___

Обратите внимание: искусство нельзя прочитать по формуле, этим и определяется интерес к нему.

Я считаю, что мы живем в мире, где нет черного и белого, есть только серый. И это самая большая проблема. То, о чем все говорят, – как круто не иметь идеалов, быть самодостаточным, быть личностью, можно пройти курсы и стать специалистом, и не «париться» о высшем образовании… Нет приоритетов, мы разбалансированны. Сегодня главное – хороший телефон, дорогая одежда и машина, дорогое тату, а лучше три или пять, лучше быть продавцом в элитном магазине. Никого не интересует наличие мозга, его содержимого и способа мышления. Глобальное отсутствие элементарных норм приличия, этикета. Всего много! Культуры мало…к моему сожалению.

Нет структуры, гармонии, культуры, экологии, нет ни физического, ни психического здоровья – вот главные проблемы сегодняшнего мира. Не деньги. Деньги можно заработать, вещи можно приобрести, а здоровье, понимание морали, культуру – не купить. И основная задача искусства – показывать важность этих проблем, поднимать эти вопросы, и дарить человеку позитив, заставлять думать, шевелить своими извилинами, учиться ими пользоваться. Искусство же показывает и черное, и белое. Оно не может быть серединой.

Сегодня очень много творчества, а искусства – мало!

Хорошее образование учит отличать это, даёт полноту понимания, а дальше личное дело каждого, заниматься творчеством, или посвятить себя искусству!

Мечты деревьев. Холст, масло. 100×120.2014

«Летом дерево одето в зеленые листья, и каждый вечер в свете солнца оно становится красным, оранжевым, синим… Зимой листьев нет, и каждое утро дерево становится зеленым, розовым, белым… Но все время оно остается деревом. Я никогда не проживал два дня одинакового цвета», – Дмитрий Величко

___

Добавим лишь, что наше сегодняшнее интервью – скорее о пути художника, поиске в искусстве и том, каким Дмитрий видит место и роль творчества в жизни. А искусствоведческий анализ творчества Дмитрия Величко Величко вы можете прочитать в статье искусствоведа Анны Носенко «Абстрактная живопись Дмитрия Величко: в пространстве «пребывания»», цитаты из которой мы использовали, и других искусствоведческих статьях.

___

Аккаунты Дмитрия Величко

Facebook

Instagram 

___

Подготовил Сергей Марин

Работы Дмитрия Величко без названия

«Особой наполненности произведениям одесского художника придает цвет. Живописец в полном смысле «проживает» его в разнообразии проявлений. Создание художественного образа происходит путем аккумулирования индивидуального впечатления, переосмысления и преобразования в концентрированную эмоцию, что выражается в чистых цветах и сложных оттенках», – Анна Носенко, искусствовед

 

Комментарии

вверх