«Шторм» и Berliner Strasse Юли Ульяновой. История об осознании себя автором

«Пока пишется, я пишу» — говорит о себе 25-летняя киевлянка Юля Ульянова, которая три года назад приняла решение и переехала в Одессу, чтобы жить у моря. Стихи она писала и раньше, но, уже будучи в Одессе, издала поэтический сборник «Шторм». В Одессе у нее есть мастерская, где она пишет картины и работает над своими проектами, а в скором времени пространство будет выполнять еще и функции галереи.

Еще один важный момент: сейчас Юля работает в Одесском художественном музее, и считает эту работу очень интересной. Да, речь о том самом ОХМ, который изменил своим руководством Александр Ройтбурд, и который стал центром притяжения творческих людей не только из Одессы.

Похоже, что для Юли Ульяновой решение о переезде повлекло за собой момент, который стал чем-то вроде второго рождения. Еще добавим, что, по личному впечатлению, Юля кажется вполне трезвомыслящим человеком, обходящимся без «розовых очков» при взгляде на жизнь, а ее поэзия хоть и весьма романтична, не оставляет впечатления «ванили». В то же время, она просто радуется способности писать стихи, не воспринимая это как свое преимущество над другими. А это означает отсутствие апломба и культа собственной личности, которые, к сожалению, свойственны некоторым авторам. Впрочем, решать вам: предлагаем прочесть интервью Юли Ульяновой для Muse.

О поэзии

Юля, вы написали и издали поэтический сборник «Шторм». Насколько я вижу, в нем лирические стихотворения, а также размышления о мире и своем месте в нем. Расскажите чуть больше о «Шторме». И о себе, конечно.

«Шторм» — это сборник произведений за период с 2013 по 2020 годы. В 2013 я начала писать стихи, в книге есть самые первые из них. Для меня она стала чем-то вроде подведения итогов, в ней есть стихи и проза, из которых на момент издания я уже «выросла», есть произведения, о которых я думаю «сейчас я бы по-другому это сказала», есть более новые, которые до сих пор актуальны для меня. Выпустив «Шторм», я подвела черту, отпустила все, что было написано до того момента и думала, что может даже больше ничего не напишу. Но эти опасения оказались напрасными, потому что почти сразу после отправки книги в печать я начала писать снова, но уже по-другому.

Думаю, это естественно и даже хорошо, когда художник смотрит на свои творения, созданные какое-то время назад и думает «я это уже переросла/перерос» или «сейчас я сделал/а бы это иначе», это свидетельствует о внутренних переменах и росте (личностном и профессиональном). Поэтому я с трепетом и какой-то материнской нежностью отношусь к «Шторму», эта книга — первая и начальная, сейчас я работаю над второй, и она будет значительно отличаться от предыдущей.

В наши дни поэзия – не самое популярное и, мягко говоря, не самое прибыльное занятие. Как вы пришли к созданию стихотворений, ощутили в себе силы для этого?

Я, скорее, пишу, потому что не могу не писать. Страсть к слову началась, когда я научилась писать буквы, в первом классе школы. Тогда я начала писать книги, это были забавные детские рассказы. А уже позже, лет в 16-17, я написала первые стихи. В голове появлялись рифмованные строки и я их записывала, затем перечитывала и мне нравился результат. Так начала писать не только прозу, но и стихи, иногда выкладывала их в социальных сетях, иногда читала друзьям, людям они нравились. Но я не ощущала и не позиционировала себя как поэтессу, просто писала, потому что очень хотелось это делать.

А уже когда начала работу над книгой Шторм, переосмыслила свою деятельность и внутренние ощущения по этому поводу, поняла, что отношусь к поэтической и писательской части своей жизни со всей серьёзностью. На тот момент у меня за плечами было много выступлений, поэтических вечеров, которые я организовывала для других поэтов, много написанного мной материала, и самое важное — я четко видела (и продолжаю видеть) себя в писательстве.

Поэтому силы мне даёт только внутренняя страсть к слову.

Расскажите, пожалуйста, как появляются ваши стихотворения, что служит импульсом к их появлению?

Сама не знаю, если честно 🙂

А если серьезно, то я действительно не могу до конца объяснить процесс появления стихов. Я пишу их уже не первый год, но каждый раз, когда нужно написать что-то «на заказ» или когда я сама решаю, что сейчас мне нужно написать стих — получается какая-то посредственность. Вообще не то.

Я стараюсь избегать неточных формулировок и магических терминов, но не могу сказать иначе: стихи появляются тогда, когда они хотят. Я не могу создать этот процесс искусственно, при этом, если стих появляется в голове, а я его не запишу сразу, то потом этого уже не будет.  Из-за этого когда я издала Шторм, я вполне серьезно думала о том, что может никогда не напишу больше ни одного стиха. Так же внезапно как стихи ко мне пришли, они могут и уйти. Но пока пишется, я пишу.

Кто и что вдохновляет вас на творчество – люди (известные авторы, артисты), музыка, литература, кино – то есть, те, кто повлиял на ваш внутренний мир? Можете их назвать? Кого из современных авторов (в поэзии, прозе и не только) вы предпочитаете и могли бы порекомендовать людям?

Не использую слово «вдохновение», оно не совсем точно передает момент, когда я что-то создаю. Меня, скорее, «заставляет» творить мой личный путь, опыт и внутренние процессы.

На меня несомненно оказал сильное влияние музыкант Noize MC — его тексты и музыка помогли мне пройти сложные периоды, поэтому ещё с подросткового возраста мне нравится его творчество. Ещё это были песни группы Linkin Park, в детстве и подростковом возрасте я переводила их тексты и восхищалась ими.

Еще группа R.E.M., мы с папой часто их слушали, если мне нравилась какая-то песня, я всегда находила текст и переводила его, чтобы понять смысл. В этом же списке есть группа Бумбокс.

Из современных поэтов мне близки Вера Полозкова, Анна Кукушкина и Иван Алексеев (тот самый Noize MC).

У Нойза, кстати, есть песня, написанная на стих Бродского, а Бродский — мой любимый поэт.

Автор не может существовать в пустоте, отзыв читателя очень важен. А кто он, читатель, чье мнение о вашем творчестве вам интересно? Вы могли бы дать его «портрет»?

Часто происходит так, что мои стихи могут понравиться самым разным людям. Иногда это может быть довольно пожилой мужчина, которого очень зацепили какие-то строки, а иногда — проходящие мимо подростки, которые скинулись все вместе и купили мою книгу. Поэтому мне не очень хочется составлять конкретный портрет. Каждому слушателю и читателю я благодарна.

Человек, чье мнение мне будет интересно, это человек, смотрящий на мир открытыми глазами, называющий вещи своими именами и обладающий критическим мышлением. Мне интересны живые и честные люди, а искусство помогает находить всё больше таких людей. Это очень кайфово.

О галерее

Расскажите о галерее, которую открыли вместе со своим другом. Кажется, это смелое решение, учитывая количество и разнообразие арт-галерей. Почему вы решились на это?

В первую очередь, это мастерская, наше место работы, а уже потом — галерея. Пока что на стенах висят только наши работы, но мы вот-вот внедрим формат временных выставок и в мастерской можно будет увидеть работы фотографов и художников из Одессы и других городов.

Я не только пишу стихи, ещё я рисую. Дома это делать сложно и грязно (страшно запачкать краской паркет или диван в съемной квартире), поэтому мы оба понимали, что нужно место для моей живописи. Почти год назад мы случайно обнаружили, что помещение в нашем дворе, где до этого был салон красоты, освободилось и сдается в аренду. Недолго думая, мы его забрали, и вот, уже почти год как мы там работаем, делаем творческие вечера, встречи. Саша тоже начал рисовать.

Еще в мастерской есть занятия лепкой, которые ведут две чудесные девчонки.

Недавно мы придумали название для нашего пространства. Теперь у нас мастерская Berliner Strasse.

Вероятно, речь идет о необычной концепции. Чем ваша галерея отличается от остальных?

Не скажу, что наша мастерская имеет какую-то супер уникальную концепцию. Наоборот, ее ценность в том, что это место появилось органично — нам просто нужна была мастерская, чтобы в ней делать искусство и собирать вокруг этого людей, которым близко наше виденье. А виденье очень простое: созидательный труд и взаимоотношения. Если в самом начале мы думали, что будем работать там только вдвоём, то сейчас нам очень интересно взаимодействовать с другими художниками, фотографами и людьми искусства. Именно в этом направлении и движемся.

___

Аккаунты:

Стихотворный сборник Шторм

Facebook

Instagram

Ранее на Muse – Красная линия на осеннем пейзаже. Пять перформансов в одесском музее (видео)

Как перестать бояться и полюбить современное искусство, – Сергей Божко

«Писать без юмора нет смысла – депресняка в литературе и без меня хватает», – Банди Шолтес

«Не могу не заниматься музыкой». Денис Зиновьев – автор музыки и певец

Коментарі

вгору