Девятнадцать материалов этого года – то, что мы в Muse считаем своей заслугой в уходящем году и чем гордимся. Мы говорили с авторами самых разных и неожиданных прозаических и поэтических текстов, художниками, музыкантами, фотографами разных направлений, и даже впервые приняли участие в записи блога на тему «Рок-н-ролл мертв, или все же нет?». Мы старались уходить от банальностей и искали не зерно истины, но то – самое главное, единственное, эксклюзивное, что несет в себе творчество того или иного автора. Ведь мы уверены: творчество в любой форме – это главное, и возможно, единственное достойное человека занятие. Muse рад и дальше общаться с людьми, занятыми реализацией своего творческого потенциала.
И сегодня мы предлагаем вам, дорогие читатели, присмотреться к нашим материалам о творческих людях, с которыми мы имели честь общаться в 2021.
Нельзя превращать музыку в звуковоспроизведение, – Даниил Бондаровер
Даниил играет на скрипке и укулеле. В общении он постоянно шутит, используя игру слов на русском, украинском, суржике-«азировке», немецком, идиш, английском, гэльском (шотландском или ирландском, кто может сказать точно?), переиначивая привычные значения. Все это настраивает на мысль о довольно шутливом восприятии им окружающего мира. Но в общении музыкант говорит о важных и глубоких вещах, касающиеся разных аспектов музыки и творчества.
***
Фотография Майи Макеевой: сюрреализм, вдохновленный Магриттом и Абрамович
Это один из наших любимых материалов в 2021. Фотохудожник Майя Макеева работает в русле сюрреализма, стараясь раскрыть суть предметов. Ее отдельные работы весьма интересны и заставляют задуматься, но в еще большей мере это относится к проекту «Актер непризнанной роли». В этом фотопроекте автор, используя инструменты сюрреализма, создала концептуальный моноспектакль, в котором один человек сыграл свидетеля, жертву и преступника. Загляните – не пожалеете.
***
Перформанс «Свидание вслепую» в Одессе закончился предложением руки и сердца
Одесские перформеры Евгений Баль и Анна Бахтадзе провели акцию «Свидание вслепую» на одесском Тещином мосту. В ходе перформанса участники акции пытались выяснить ответы на такие вопросы: Что мы знаем друг о друге? Что мы знаем о себе? Что двигает нас вперед? Как окружение и ситуация влияют на нас? Есть ли в этом наша воля? Может, мы только слепые клетки в социальном бульоне?
***
«Одесский скейтбординг». Журнал, который делают фанаты
Каких только медиа нет в наши дни, но мало кто заморачивается о том, чтобы сделать красивую именно печатную версию: трудно, довольно дорого, и как его продавать/распространять (или просто дарить?), даже если тираж совсем небольшой? Но все эти вопросы отступают, когда за дело берутся фанаты, и делают издание для таких же одержимых, в хорошем смысле слова. Muse представляет именно такое издание – настоящий печатный (!) журнал «Одесский скейтбординг».
***
Вопросы о балете не про балет. Фотопроект Вячеслава Онищенко
Фотохудожник Вячеслав Онищенко всегда ищет необычные темы, что в полной мере относится к фотопроекту «Вопросы о балете не про балет». Здесь Вячеслав пытается осмыслить это, если вдуматься, такое необычное искусство, и ответить на вопросы, прежде всего – самому себе. Присмотритесь: фотографии действительно интересные и необычные.
***
«Шторм» и Berliner Strasse Юли Ульяновой. История об осознании себя автором
25-летняя киевлянка Юля Ульянова три года назад приняла решение и переехала в Одессу, чтобы жить у моря. Стихи она писала и раньше, но, уже будучи в Одессе, издала поэтический сборник «Шторм». В Одессе у нее есть мастерская, где она пишет картины и работает над своими проектами, а еще это пространство начало выполнять и функции галереи.
Похоже, что для Юли Ульяновой решение о переезде повлекло за собой момент, который стал чем-то вроде второго рождения. Еще добавим, что она просто радуется способности писать стихи, не воспринимая это как свое преимущество над другими. А это означает отсутствие апломба.
***
Красная линия на осеннем пейзаже. Пять перформансов в одесском музее (видео)
А вот совсем необычное арт-событие: во дворике Музея современного искусства Одессы (МСИО) пять молодых артистов представили свои работы – перформансы, созданные в результате 3-дневного мастер-класса по длительному перформансу от Vera Iona Papadopoulou. Перформансы были очень яркими, и артисты, как мы считаем, проявили смелость, показав людям такие личные переживания, которые, однако, каждый может осмыслить по-своему.
***
Путь пленки на примере фотографий прошедшего лета в Одессе
Автор фоторубрики на Muse Давид работает с пленкой, и сегодня он рассказывает читателям, какой путь проходит этот материал перед тем, как зритель увидит фото. Путь этот по нашим временам непростой, в него входит отправка пленки в другой город и другие действия. Во времена всеобщей цифровой фотографии этот метод – редкий и кажется слишком сложным; впрочем, материал приучает тщательнее подходить к выбору кадра.
Здесь вы увидите кадры, которые прошли весь этот путь – это фотографии Давида, снятые им этим летом у себя дома и на море, в порту. О «дао» пленки он рассказал сам.
***
Порт и ночной Привоз, стрит-фото и абстракция: одесское лето – 2021 в 40 фото
Иногда понимаешь, что прошел какой-то этап, и вот он закончился, – необходимо его осмыслить и подвести итог. Так произошло с этим летом, которое в начале сентября внезапно закончилось. Автор Muse, фотограф Давид Григорян, подвел такой итог лета для себя: взгляните на эти фото и погрузитесь в ощущения, которые они дарят.
***
Живое дыхание фотографии. В Одессе устроили показ фоторабот на киноэкране
Вечером первого дня осени в одесском Зеленом театре в парке Шевченко состоялся необычный фотопоказ. И хотя фотографы и их работы были из разных городов и стран, и, конечно, сами по себе снимки совсем разные – способ показа создал некую общую точку зрения для пришедших ценителей фотографии.
В материале есть видео со всеми фотоработами, показанными в этот вечер.
***
«Світ жіночий»: яскрава фотоісторія про ідентичність на тлі Куяльницького лиману під Одесою
Фотопроект-дослідження «Світ жіночий» – це історія пошуку краси та ідентичності на зламі існування українки на Одещині від часів СССР до сьогодні у 20-ти фотографіях. Погляд на шляхи відомого у всьому світі вбрання імплантованого у ландшафт Куяльницького лиману. Три жінки, три історії, три дослідження.
Фото і опис концепції проекту Muse надала куратор і учасниця проекту Олена Боришполець – поетка, журналістка, менеджерка культури, co-founder ГО «Творення Без Меж». Треба підкреслити: фото Андрія Рафаеля – дуже вражають.
***
Пункт приемки на одесской Пересыпи: фотографии из мира, который почти не виден
Фотограф Давид Григорян познакомился с обитателями пункта приема утиль-сырья и подготовил для нас этот репортаж. Сразу предупреждаем, это не «милые» фото, – они фиксируют самое настоящее погружение в мир, в котором вы, скорее всего, никогда не бывали и не будете. Рассмотреть это все, услышать людей, работающих в этом мрачном месте, узнать их истории и понять их решил Давид: результат этого необычного исследовательского опыта – перед вами. И вряд ли он оставит вас равнодушным.
***
«Искусство нельзя прочитать по формуле – тем оно и интересно», – художник Дмитрий Величко
Интересно, что чем больше мастерство и признание творческого человека, тем более важным для него становится стремление к самосовершенствованию, получению знаний и опыта. Об этом – в интервью с художником Дмитрием Величко.
«Мне кажется, что «становление» еще происходит, для меня это бесконечный путь, с которого нельзя свернуть, нельзя вернуться, но впереди уж очень много нового, неизведанного, интересного».
***
Из транса: трайбл и абстракции Елены Камелиной
Художница из Черновцов Елена Камелина создает работы, входя в особое состояние, в котором она следует за линией, которая будто сама появляется под кистью. Работы получаются как абстрактные, так и фигуративные, с заметным влиянием стиля трайбл.
***
Как перестать бояться и полюбить современное искусство, – Сергей Божко
С художником Сергеем Божко говорим о том, почему сегодня странно рисовать так, как в 13-м веке, о технологическом скачке, и еще о том, что удается художнику лучше всего. И, конечно, о том, как понять современное искусство, а также почему вряд ли стоит сидеть и ждать, что это произойдет «по щелчку».
««Как перестать бояться и полюбить современное искусство»… Чтобы полюбить, надо для начала начать им интересоваться, а то, мне кажется, сложно любить что-то непонятное. Если посмотреть на всю историю искусств и проследить, как вся эта телега передвигалась, то мы увидим, что, когда появлялось что-то кардинально новое в искусстве, то оно большинством не воспринималось. На импрессионистов плевались, абстракционистов в дурдомах прятали, концептуалистам прямо на выставкоме ногами под зад давали за то, что они всякую сантехнику в музей таскали.
Все новое и непонятное всегда в штыки воспринималось, а потом уже и понимание приходило, но не сразу и не всем».
***
Рок-н-ролл мертв, или все же нет? – блог на Muse (видео)
Опыт блога на Muse. Ростислав Баклаженко, Антон Терехов и Сергей Марин обсудили, «Рок-н-ролл мертв, или все же нет?». За видео мы благодарны Наталье Довбыш, за гостеприимство и атмосферу – Нате Чернецкой.
Спойлер: в начале 2022 ждем второй блог – но уже с гостем, которым будет легендарный одесский артист Стас Подлипский.
***
«У меня есть свое – то, что зацепит зрителя», – незрячий джазмен Геннадий Суменков
Один из самых неожиданных ярких материалов года на Muse – интервью с музыкантом – джазовым вокалистом, автором и исполнителем, создателем музыкального проекта «Джаз в темноте» Геннадием Суменковым. Он пишет и исполняет яркую и запоминающуюся музыку, преодолевая себя и добиваясь успеха, что особенно непросто, учитывая что джазмен от рождения незрячий.
***
“На заборе написано…”: проект фотохудожника Вячеслава Онищенко
«Мужские обнаженные гениталии изображали с древних времен, где член являлся символом плодородия. Во времена Cредневековья его связывали с демоническим, чертовским. Прошли сотни лет, а члены так и продолжают изображать на стенах заборов, домов. Для чего?» Фотохудожник Вячеслав Онищенко создает фотосерию в рамках своего проекта “На заборе написано…”.
***
«Через 15 лет большую часть текста будут писать компьютеры» – Виталий Гринчук
Искусственный интеллект, «литературное кунг-фу», фейки, роль медиа в жизни, Монти Пайтон, пропаганда, пути к литературному шедевру – о новой гуманитарной реальности Muse поговорил с Виталием Гринчуком.
«Культура – это все, что нас окружает и что мы делаем. Как мы знакомимся, общаемся, пьем кофе. Водитель маршрутки, который старается вести машину аккуратно, для меня более культурен, чем светило-философ, который кидается на оппонентов и кричит, что они ничего не понимающие дебилы. У нас есть какой-то стереотип, что нужно раз в год ходить в театры, библиотеки, чтобы считаться культурным человеком. В итоге музеи наполнены людьми, которые приходят исполнить свой «культурный долг», обязательно напишут об этом в фейсбуке и успешно забудут еще до ужина. При этом я считаю, что философию должны начинать преподавать еще в школе. Иначе теряется весь ее смысл, если с пониманием мира знакомят уже взрослого человека, который сформировал свое собственное представление».
Глубокое интервью, очень советуем.
Коментарі